По дороге с «облаками»

Более 200 тыс. «умных счетчиков» в 11 регионах установило РусГидро за два года действия федерального законодательства о развитии систем учета электроэнергии в стране. Но установить приборы мало – нужно организовать сбор, обработку и хранение поступающих от них данных. О том, как создавалась единая для всех энергосбытовых и сетевых компаний РусГидро интеллектуальная система учета, как она работает и в каком направлении будет развиваться, – в обзоре «ВР».

Наша система учета электроэнергии позволяет повышать эффективность энергосбытовой деятельности Группы РусГидро – оптимизировать внутренние процессы, делать прозрачным взаимодействие с потребителями, улучшать платежную дисциплину, снижать потери электроэнергии, в том числе за счет предотвращения случаев неучтенного потребления.

Александр Чариков,

заместитель Генерального директора – руководитель Аппарата Председателя Правления РусГидро, CDTO (Chief Digital Transformation Officer)

Отсчет от пирамиды

Для координации работы над интеллектуальной системой учета (ИСУ) в была создана рабочая группа во главе с заместителем Генерального директора по развитию энергосбытовой деятельности компании, главой ЭСК РусГидро Владимиром Кимериным. В нее вошли представители ЭСК, Департамента информационных технологий и цифрового развития, других подразделений.

Как отмечают ИТ-специалисты, при выборе программного обеспечения решающими стали два фактора: цена и опыт эксплуатации.

– Учитывая, что в ДРСК работали с программным комплексом «Пирамида 2.0», который выгодно отличался по цене от аналогов, решили тиражировать его и на остальные профильные организации, – говорит начальник управления Департамента информационных технологий и цифрового развития РусГидро Дмитрий Жуков.

В ИСУ «Пирамида 2.0» в автоматическом режиме собирает данные с приборов учета, рассредоточенных в разных регионах страны, сохраняет их и отображает по требованию в различных форматах, в том числе в личных кабинетах пользователей, а также энергосбытовых и сетевых компаний.

Передача из любой точки

Сегодня в Центр обработки данных (ЦОД), работающий на базе ПО «Пирамида 2.0», стекаются показатели «умных счетчиков» из 11 регионов присутствия Группы – Рязанской области, Красноярского края и девяти регионов Дальневосточного федерального округа.

Подавляющее большинство «умных счетчиков» потребителей снабжены сим-картами, и информацию они передают напрямую в «облако» через мобильные сети операторов связи (GPRS/GSM, NB IoT / LTE CAT-NB). Для приборов учета на подстанциях используется специальный контроллер, позволяющий улучшить наблюдаемость за этими подстанциями. И в том, и в другом случае интернет-трафик идет по закрытым каналам: безопасность данных – важнейший приоритет.

Пройдемте в кабинет

Итак, данные попали в сердце Интеллектуальной системы учета – ЦОД или «облачное» хранилище, состоящее из нескольких серверов, обеспечивающих бесперебойную работу ИСУ. Дальше информация расходится по разным маршрутам – Центр обработки данных делится показаниями с несколькими типами абонентов. Во-первых, это сами потребители электроэнергии – для них реализована браузерная версия личного кабинета и мобильное приложение для устройств на Android. Через личный кабинет они могут, к примеру, следить за энергопотреблением или при необходимости связываться с гарантирующим постав щиком или представителем сетевой организации.

Во-вторых, это сетевые и сбытовые компании Группы, для которых также разработан личный кабинет с более широким, чем для потребителей, функционалом. В частности, сервис позволяет удаленно ограничивать энергопотребление за неуплату, получать различную отчетность об энергопотреблении, управлять «опросами» приборов учета, в ходе которых система запрашивает информацию со счетчика и сигнализирует, если она по каким-то причинам не поступила. Причины могут быть самые разные – от проблем со связью до аварийного отключения энергоснабжения.

Наконец, информация о потребленной электроэнергии автоматически поступает в биллинговые системы сбытовых организаций для выставления счетов потребителям.

Прозрачность и эффективность

Проект подобного уровня потребовал привлечения серьезных материальных и организационных ресурсов со стороны компании, однако за два года интеллектуальная система доказала свою пользу – как для самой компании, так и для потребителей. Основное преимущество – повышение эффективности и прозрачности энергосбытовой и сетевой деятельности.

– Главное новшество в том, что теперь информация об энергопотреблении клиентов наших сбытовых и сетевых организаций собирается без участия человека. Если раньше сотрудники ходили по подъездам и записывали показания со счетчиков в блокнот либо же эти показания снимали сами потребители, то теперь это делает система, – объясняет ведущий эксперт ДИТ Павел Нейский.

Потребители со своей стороны бесплатно получают инструмент по контролю за энергопотреблением. В своем личном кабинете каждый обладатель «умного счетчика» от РусГидро видит множество параметров качества поставляемой ему электроэнергии, аналитику по расходам за любой выбранный отчетный период.

Тотальная цифровизация

В рамках развития интеллектуальной системы учета РусГидро работает над автоматизацией формирования потребности в «умных счетчиках», получения приборов от поставщиков, их монтажа, интеграции в ИСУ и их дальнейшей эксплуатации. Предполагается, что каждый такой прибор с завода будет снабжен уникальным QR-кодом. Это позволит специалисту компании в ходе приемки на складе, сняв код на камеру, перенаправить данные прибора (тип, характеристики) через специальное приложение на «Цифровой склад РусГидро», с помощью которого компания сможет отслеживать местонахождение счетчика на всех этапах: от приемки на складе и передачи в монтаж, до интеграции в ИСУ. Сотрудник монтажной организации в свою очередь будет также фиксировать результаты своей работы в мобильном приложении и в полуавтоматическом режиме интегрировать прибор учета в ИСУ. Кроме того, в мобильном приложении можно будет осуществлять мониторинг состояния счетчиков. Сервис позволяет фиксировать результаты осмотра, целостность прибора и пломбы, проверять правильность монтажа и подключения и подтверждать все это соответствующими фотоматериалами.

– Техтребования к этим решениям уже разработаны, тендер пройдет в ближайшее время. В результате мы полностью уйдем от ручной обработки данных, будем интегрировать приборы в единую систему учета быстро, практически исключая «человеческий фактор», – говорит Павел Нейский.