Советы мастеров ЭнергоХогвартса

Летняя энергетическая школа – образовательный проект РусГидро для талантливых детей – в этом году отмечает свое 10-летие. В честь юбилея, а также в преддверии Дня знаний мы попросили опытных преподавателей ЛЭШ ответить на волнующие всех родителей вопросы: как мотивировать ребенка на получение знаний и научить добиваться результата.

Марианна Белинская, руководитель проектов Института опережающих исследований и управления человеческими ресурсами имени Е. Л. Шифферса:
– Если ваш ребенок начинает и бросает разное, если его энергия угасает от рутины, не переживайте. Он набирает материал, знания, формирует понимание принципов работы разных систем и феноменов, чтобы стать исключительным в том, что его зажжет. В период формирования личности лучшие советчики – это книги.
Чтобы достигнуть целей, распишите вместе с ребенком шаги на пути к их достижению, предложите ему вести дневник, чтобы фиксировать достигнутые успехи, неудачи разбирайте вместе, чтобы выяснить, как полученный урок поможет в будущем.

Как учат будущих волшебников

Для многих детей энергетика – почти магия, загадочная и привлекательная. И ЛЭШ не хуже Хогвартса помогает одаренным подросткам раскрывать свой потенциал, но только инженерный. ЛЭШ – это образовательная программа с погружением в профессиональную среду. Ее участниками становятся учащиеся Энергоклассов РусГидро, победители и призеры олимпиад по физике и математике, в том числе олимпиады «Энергия образования» ПАО «РусГидро».

В этом году в дополнение к основной программе ЛЭШ пройдут предварительные занятия в непривычном онлайн-формате, который, по мнению организаторов, станет импульсом для дальнейшего развития проекта. «Мы решили еще до личной встречи с ребятами организовать онлайн-занятия с ведущими спикерами, где участники смогут познакомиться друг с другом, получить дополнительные знания и подготовиться к интенсивному темпу очной программы ЛЭШ», – отмечает ведущий эксперт КорУнГа Татьяна Глушкова.

Наталья Никитина, руководитель группы режимов Оперативной службы Новосибирской ГЭС:
– Самая лучшая мотивация для ребенка – это среда. Если в семье принято заниматься саморазвитием в любом его проявлении, то и ребенок обязательно включится в этот процесс. Родителям важно иногда помогать доводить детские замыслы до оформленного и реализованного проекта. Такие проекты могут быть совершенно обыденными: расчет бюджета, схема расстановки мебели и т.п. Чем старше ребенок, тем важнее для его успехов дисциплинированность. Это качество обязательно появится, если научить ребенка уважать себя и других.

Константин Парфенов, заведующий отделом физического факультета МГУ, координатор олимпиады «Покори Воробьевы Горы!» по физике:
– В возрасте 6–10 лет, когда наблюдается высокая познавательная активность, важно поощрять интерес и любую деятельность. У подростков в 9–11-х классах мотивация возникает только через проекцию на будущее, они должны представлять, чем хотят заняться дальше. Объясните, что не нужно бояться ошибок – их можно исправить, а бездеятельность оставляет ни с чем.
Есть дети, с которыми хорошо срабатывает классический рецепт глубокого погружения, когда ребенок проходит интенсивное обучение, а другим нужно двигаться, постепенно увеличивая нагрузку. Но и для тех и для других важно, чтобы к 16–17 годам они пришли к пониманию того, зачем они напрягаются.
Хвалите ребенка, научите его испытывать удовольствие от полученного результата. Главный итог обучения – это не оценки, а сам ребенок, ставший целеустремленным и нашедший свое место в жизни.

Мария Ахапкина, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года – 2015», учитель английского языка МБОУ гимназии «Пущино»:
– Важно найти способ, помогающий не только пробудить интерес к познанию, но и поддерживать желание действовать. Внимательное отношение к особенностям ребенка поможет открывать новые знания с удовольствием и без стрессов. Универсальное средство мотивации – любовь.
Смена видов интересной деятельности, перерывы для отдыха, четко сформулированные задания – три основных правила, чтобы удерживать внимание ребенка. Хорошо, когда цели обучения обсуждаются и ставятся вместе с детьми, а не навязываются им.

Тимур Жаббаров, генеральный директор и соучредитель компании Smart Course, автор и разработчик образовательных программ, соавтор образовательной технологии «5 шагов осознанного выбора»:
– Лучший способ развивать ребенка – развивать себя. С высокой долей вероятности в 30 лет он будет похож на вас своими базовыми поведенческими паттернами. Это значит, что любознательность, исследовательское поведение и интерес полезно начать пробуждать у себя и вовлекать в него ребенка, оставляя при этом ему возможность выбора – вовлекаться или нет. Начиная с подросткового возраста, обучение перестает быть доминирующей задачей возраста. Это означает, что обучение само по себе не является больше достаточной целью, а становится способом ее достижения.
Что касается концентрации внимания и сложностей с его удержанием, то и здесь нужно начинать с себя. Как в самолете, вначале маску надеваем на себя, потом на ребенка: вначале развиваем собственный навык управления вниманием, потом помогаем ребенку.
Научить доводить дело до логического конца можно через ежедневную демонстрацию собственных успешных стратегий. Совместное планирование, совместная постановка целей, совместное их достижение, причем в поле, интересном как родителю, так и ребенку. Для того чтобы этот подход работал, полезно перестать относиться к ребенку как к объекту, которого нужно некоторым образом изменить или поправить. Если начать воспринимать его как обладающего самостоятельностью и строить отношения соответственно, то коммуникация, формулировка собственных целей и запросов значительно поменяется.

Снова в школу

Работники Группы РусГидро поделились своим опытом воспитания школьников.

Тагир Минебаев, водитель ЦЭС Якутскэнерго:
– В нашей семье двое школьников, один из них первоклассник. По опыту учебы первого ребенка мы стали использовать прием, который помогает в усвоении нового. Все необходимые наглядные материалы мы распечатываем или покупаем, размещаем перед рабочим местом на стене либо на столе под стеклом. Таким образом ребенок быстрее запоминает материал.


Леонид Отводенков, инженер Жигулевской ГЭС:
– В этом году мы с супругой ведем в первый класс дочь Викторию. Решили, что с самых первых дней Вика будет собирать портфель сама. Во-первых, это приучает к самостоятельности, во-вторых, она будет знать, где и что лежит, и не потратит на поиски нужной вещи драгоценное время урока.



Виктория Рудичева, заместитель начальника Оперативной службы Карачаево-Черкесского филиала:
– Моя дочь Алина – честолюбивая, и я использую эту черту характера в интересах учебы. Когда делаем домашнее задание, то устраиваем соревнования: кто быстрее решит задачу, красивее напишет, интереснее и подробнее перескажет прочитанное. Она любит быть первой, ей нравится, когда ее хвалят, поэтому она старается.


Наталья Правкина, начальник отдела по работе с физическими лицами РЭСК:
– Важно относиться к ребенку как к взрослому человеку. Мой сын пойдет во второй класс, и он сам заводит себе будильник и просыпается по его сигналу. Самостоятельно делает уроки и знает, что играть можно только после их выполнения, поэтому чем быстрее и правильнее сделаны задания, тем больше свободного времени останется. И обязательно у него есть выходной, когда не нужно читать, писать или решать задачи, и мы всей семьей идем на прогулку в парк, едем в зоопарк или в театр.

Ольга Пономарева, специалист по связям с общественностью Камской ГЭС:
– Моя старшая дочка Даша готовится пойти во второй класс, младшая – в среднюю группу детского сада. Обеим тяжело дается ранний подъем. Есть у нас способ, который частенько выручает. Накануне перед сном мы выбираем песню, каждая свою. Договариваемся: кто первый просыпается и готов к выходу из дома, та песня и будет первой играть в машине по дороге в школу и сад. Так утренние сборы проходят с задором.


Татьяна Одинцова, архивариус Саратовской ГЭС:
– Ранний подъем бывает в тягость не только ребенку, но и взрослому. Я будила ребенка, шепча на ушко ласковые слова, говорила, что птицы под окнами поют песенки именно для нашей Светланки. А затем у нас появилась игрушка Веселая Щипачка, которую я смастерила вручную из носочков и кусочков красной ткани. Веселая Щипачка тихонько трогает за ушко, щекочет пятки и массирует спинку дочери. Теперь утреннее пробуждение в школу стало легким, а настрой радостным. Игровые элементы мы применяем и в других школьных делах.

Людмила Александрова, пресс-секретарь ЧЭСК:
– В первом классе для дочки было сложно все: и встать с утра пораньше, и почистить зубы, и собрать портфель. Юля быстро уставала. Чтобы адаптироваться к новому режиму, после школы у нее был обеденный сон, как в детском саду, а вечером она делала уроки. Еще сократили количество кружков и оставили только то, что нравится, – танцы. Еще один секрет позитивного настроя на школу – это мотивация. После каждой прочитанной книги волшебная фея исполняет одно желание дочери.

Ирина Соколова, инженер ЗЭС Якутскэнерго:
– Один из самых действенных и быстрых способов подбодрить ребенка перед школой – обнять и ласково погладить. Если я вижу, что Дарине грустно, разговариваю с ней, пытаюсь узнать причину и проанализировать ее. У дочки появляется блеск в глазах, когда мы вместе разрабатываем план решения проблемы.



Екатерина Бородина, техник оперативной службы Волжской ГЭС:
– В нашей семье есть традиция утреннего подъема: завтракать вместе с дочерью. Одно условие – завтрак делаем по очереди. Когда я ухожу на работу, дочка будит брата и папу и помогает со сборами, к 8 часам она отводит брата в детсад, после чего идет в школу. Артему очень нравится, когда его опекает сестра. А дочке нравится роль маленькой мамы.