Юрий Кольцов, электросварщик филиала Усть-СреднеканГЭСстроя в Хабаровске:
– Строитель – моя вторая профессия, первая – моряк. Восемь лет я ходил на судах торгового и промыслового флотов, был вахтенным, помощником капитана. Повидал весь свет. В 2018 году морская романтика закончилась: стал скучать по дому и семье, захотелось на берег. Случайно попал на Хабаровский судостроительный завод и решил остаться. Начинал учеником сварщика, отработал три года, получил пятый разряд. Участвовал в строительстве двух кораблей-краболовов, на которых раньше выходил в море.
Когда заказов стало меньше, начал искать стабильную работу, надежного работодателя. Пришел в Усть-СреднеканГЭСстрой. Сейчас строим ТЭЦ: ведем трубопроводы, свариваем трубы. Задача сложная и ответственная, ведь шов должен быть крепким, чтобы потом не было прорывов на стыках. При испытаниях трубы давление на квадратный сантиметр составляет 15 кг! Но мне нравится мое ремесло. Работать с металлом мне так же интересно, как когда-то выходить в море.
Всеволод Савельев, начальник строительно-монтажного участка №3 Усть-СреднеканГЭСстроя:
– Мой отец – энергетик, а мама – строитель. Я пошел по ее стопам. В 1994 году, после службы в армии, начал работать на стройках Челябинска и прошел практически все ступени карьерной лестницы. Профессия увлекла меня, ведь на каждом объекте свои особенности. К примеру, я участвовал в реконструкции целого города – Копейска. Здесь мы полностью меняли дороги, прокладывали коммуникации, строили различные объекты.
Но отца я тоже не обидел: по его примеру попал в энергетику. На Амурской ТЭЦ-1 монтировал котлы, на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 прокладывал сети. Сейчас достраиваем Усть-Среднеканскую ГЭС. Главная задача нашего СМУ – собрать нужную конструкцию и залить ее бетоном. Уже сейчас есть чувство гордости за нашу работу: мы своими руками создаем промышленный объект, который будет вырабатывать энергию. Такое запомнится на всю жизнь.
Олег Мироненко, машинист автомобильного крана кранового участка СМУ ЧиркейГЭСстроя:
– Всегда испытывал тягу к сложной технике, поэтому в свое время выбрал профессию машиниста крана. Получив специальность, в 1990 году начал трудовой путь машинистом башенного крана КГБС-1000 на Бурейской ГЭС. Потом трудился на Нижне-Бурейской ГЭС – строил дома и мосты. И сегодня, пожалуй, нет таких машин, на которых бы я не работал.
Сейчас на строительстве Красногорских МГЭС перемещаю грузы на кране грузоподъемностью 300 тонн. По сути, он может поднять сразу три самолета Ту-214 или шесть танков Т-90! Длина его стрелы 60 м – это как 25 этажей жилого дома. Но мощность крана – не самое главное: на ограниченных площадках стройки нужно опустить крупногабаритный груз (чаще всего – оборудование) практически с ювелирной точностью. И очень радует, что мой опыт позволяет это сделать.
Александр Шубин, заместитель директора обособленного подразделения Усть-СреднеканГЭСстроя во Владивостоке:
– По специальности я энергетик, но уже 14 лет работаю в строительстве энергетических объектов. Начинал путь в 2008 году монтажником в строительно-монтажной компании Краснодара. Участвовал в строительстве московских ТЭЦ-27 и ТЭЦ-26, Новомосковской и Уренгойской ГРЭС, Джубгинской ТЭС, Калининградской ТЭЦ-2 и других объектов. После перехода в 2013 году в московскую инжиниринговую компанию в качестве инженера, а затем руководителя группы технического надзора строил ТЭЦ-16, Нижнетуринскую ГРЭС и Сахалинскую ГРЭС-2. Несмотря на общее предназначение – вырабатывать тепловую и электрическую энергию, все эти объекты уникальны. Они различаются по типу, генерирующим установкам, по топливу, на котором работают, имеют отличающийся состав оборудования, расположены в разных климатических и сейсмических условиях, в городской черте или на значительной удаленности от населенных пунктов. К примеру, Сахалинскую ГРЭС-2 мы строили, как говорится, в чистом поле, на берегу моря. Необходимо было обеспечить место строительства электрической и тепловой энергией на период строительства, наладить сложную логистическую цепочку по доставке материалов и оборудования, обустроить быт для персонала, задействованного на строительстве, обеспечить экологическую безопасность.
Строительство – это созидание в чистом виде. Сначала ты видишь только пустырь, на котором нужно построить что-то важное для жизни человека и развития страны. Со временем на этом участке начинает двигаться техника, люди, появляются очертания зданий и сооружений. В итоге, несмотря на все сложности, объект начинает свою долгую и продуктивную жизнь на благо нынешних и будущих поколений. Именно этим и привлекает профессия: видишь, как буквально по кирпичику достигается результат. Это вдохновляет на новые свершения и держит в тонусе.
Шихмагомед Шихмагомедов, начальник левобережного участка Красногорской МГЭС-1 СМУ ЧиркейГЭСстроя:
– В 1973 году, когда я учился в 10-м классе, нас повели на экскурсию на Чиркейскую ГЭС. Мы увидели строительство невероятного масштаба. В тот момент я дал себе слово, что буду строить гидроэлектростанции. И осуществил мечту: участвовал в возведении Ирганайской, Чебоксарской, Зарамагских станций, ГЭС в Карачаево-Черкесии, Таджикистане.
Начинал бетонщиком, окончил институт – стал мастером, на Чебоксарской ГЭС работал прорабом. На строительстве Ирганайской станции меня назначили начальником участка.
До сих пор я ни на что не променяю эту должность. Ведь по сути, у начальника участка самая активная роль в строительстве: он получает задания от руководства, определяет, как их наиболее эффективно решить, ставит задачи строителям, координирует и контролирует процесс их выполнения, принимает экстренные меры, если что-то идет не по плану. То есть постоянно находится в самом центре событий. Да, иногда устаешь от такой ответственности, но в отпуске уже через неделю я начинаю скучать по напряженной работе. И так уже более 40 лет.
Эдуард Насонов, начальник монтажного участка СМУ ЧиркейГЭСстроя:
– В начале 2000-х я жил в Амурской области и однажды увидел объявление о наборе сотрудников на строительство Бурейской ГЭС. По специальности я сварщик, вот и решил попробовать.
Мне сразу понравилась стройка, впечатлила своим масштабом – гигантская плотина, которая сдерживает огромную мощь воды. И ты участвуешь в этом процессе: монтируешь конструкции, перекрытия. Это вдохновляет! А кроме того, трудишься в дружном коллективе, стабильно получаешь хорошую зарплату.
Со временем захотелось профессионального роста, поступил в Хабаровский строительный институт на заочное отделение. Стал мастером.
На Нижне-Бурейскую ГЭС пришел уже прорабом, начал руководить строительными процессами. Сейчас тружусь на стройке Красногорских станций: мы делаем ремонтные затворы и опалубку под генераторы, выполняем цементные работы. Восхищаюсь строительным процессом, как и 22 года назад, когда я только-только осваивался в отрасли.