ГРЭС, труд, май

История Майской ГРЭС тесно связана с развитием Советско-Гаванского района Хабаровского края. Построенная на месте непроходимой тайги, введенная в эксплуатацию накануне Великой Отечественной войны, она внесла огромный вклад в бесперебойную работу военных стратегических объектов.

На момент принятия плана ГОЭЛРО в 1920 году Дальневосточная Республика не входила в состав РСФСР, поэтому изначально не была учтена разработчиками. Но в 1930-х годах по общепринятым канонам на Дальнем Востоке одна за другой появились электростанции, в числе которых ДЭСНА, получившая впоследствии название Майская ГРЭС.

Дело было в мае

В мае 1935 года на берег бухты Западной Татарского пролива с парохода «Сталинград» высадился строительный батальон и 12 вольнонаемных рабочих для строительства Дальневосточной электростанции специального назначения (ДЭСНА). На месте будущей станции тогда была непроходимая тайга, сквозь которую была проложена узкоколейная железнодорожная линия для перевозки лесоматериалов. Военные строители расчистили площадку на берегу бухты, построили распиловочный цех и кирпичный завод. Началось возведение станции, которая должна была обеспечить электроэнергией оборонные объекты, город Советская Гавань и поселок Ванино.

В. Е. Котляр, директор ДЭСНА в 1937–1938 годах.

Дневник первостроителя станции Михаила Лисецкого.

Весной следующего года пароходом «Каширский» из Новосибирска были доставлены шамотный кирпич и стройматериалы. Продукты питания для трудящихся привозили из Москвы и Японии. По воспоминаниям одного из первостроителей станции Михаила Лисецкого, кормили очень хорошо, многие товары были недорогими и поставлялись в неограниченном количестве вплоть до начала Великой Отечественной войны.

ЦИФРЫ

78,2 МВт

электрическая мощность

15,4 Гкал/ч

тепловая мощность

~11 млрд
кВт·ч

электрической энергии

>2 млн Гкал

тепловой энергии

выработала Майская ГРЭС за весь период эксплуатации


Как и на многих энергообъектах того времени, остро ощущался дефицит техники: на стройплощадке было задействовано всего шесть автомашин и два маломощных крана. Тем не менее в мае 1936-го залили первый кубометр бетона в фундамент главного корпуса, а осенью заложили первый кирпич. Параллельно велось строительство конного парка, ремонтных мастерских, временной электростанции, лесозавода, пирса для приема оборудования и металлоконструкций, растворного цеха и гаража. В 1938 году был пущен первый агрегат станции мощностью 3 МВт и два котла «Бабкок-Вилькокс» производительностью 12 т/ч. С пуском оборудования начались строительство подстанций и прокладка электросетей. Электростанция вошла в систему «Дальэнерго». В 1939-м строительный батальон был снят с объекта, а строительно-монтажные работы заканчивал вольнонаемный персонал. В 1940 году вступили в строй еще два котла и второй турбогенератор мощностью 3 МВт, после чего мощность станции увеличилась вдвое. Началось строительство жилого поселка, детского сада и яслей на 56 мест, столовой и клуба.

Военное время

Великая Отечественная война приостановила расширение сети станции и развитие инфраструктуры. Каждый пятый работник ДЭСНА ушел на фронт. Оставшейся части коллектива предстояло обеспечивать электроэнергией военно-морскую базу страны и судоремонтные заводы Советской Гавани. За годы войны выработка электроэнергии практически удвоилась – с 7,3 млн кВт·ч в 1941-м до 13,6 млн кВт·ч в 1945-м. Этого достигли за счет сокращения сроков ремонтов оборудования, уменьшения расхода электроэнергии на собственные нужды, недопущения срывов поставок топлива.

Обычно смена энергетиков длилась 11 часов, однако из-за нехватки рабочей силы трудились едва ли не круглосуточно: помимо работы на станции рыли траншеи для водопровода, строили дома для рабочих, доделывали промышленные и жилые строения. Дисциплина соблюдалась строго, а к нарушителям применялись жесткие меры: за опоздание на 5 минут объявляли выговор, на 15 минут – строгий выговор, а на 25 минут – личное дело работника направляли в суд для привлечения к уголовной ответственности.

Серьезной проблемой для функционирования энергообъектов Дальнего Востока был топливный дефицит, связанный с сокращением добычи угля в регионе и нарушениями в работе транспортной системы. Уголь приходилось доставлять баржами с Сахалина, в разгрузке принимал участие почти весь персонал станции, который больше чем наполовину состоял из женщин. Вот как описывает события того времени в своем дневнике Михаил Лисецкий: «Вся хозяйственная и организационно-оперативно-техническая работа ложилась на директора и главного инженера, так как все начальники отделов, цехов были заняты на разгрузке угля. Там же работал и директор, и его жена, и все ученики с 16 лет, и старики старше 50. После работы весь военный период рабочие, ИТР, служащие до 23 часов несли дежурство по местной противовоздушной обороне на установленных кварталах».

За свою историю станция неоднократно модернизировалась.

Перемены

После войны электростанция развивалась и расширялась с учетом потребностей населения и промышленности. В 1971 году ДЭСНА переименовали в Майскую ГРЭС – в честь поселка, в котором она расположена. Одновременно состоялось ее присоединение к энергосистеме «Хабаровскэнерго».

Многие годы Майская ГРЭС была основным источником энергоснабжения города Советская Гавань и порта Ванино. Станция неоднократно модернизировалась, к паровым турбинам добавились газовые, но к настоящему времени здания и оборудование электростанции достигли значительной степени износа. Обновление Майской ГРЭС было признано нецелесообразным, поэтому на смену старейшей станции Дальнего Востока пришла современная ТЭЦ в Советской Гавани. Так открывается новая страница истории энергетики Хабаровского края. А Майская ГРЭС пока будет снабжать теплом одноименный поселок, вывести ее из эксплуатации планируется в 2022 году.



Дмитрий Вихров, правнук основателя династии.

Дело отцов

У истоков создания Майской ГРЭС стояли основатели нескольких династий энергетиков. Начало одной из них дал Анисим Вихров (на фото), который в 1938 году вместе с семьей переехал из Новгородской области на Дальний Восток. Некоторое время он, его жена Елизавета и шестеро детей жили на лесоповале, затем их переселили в район строительства ДЭСНА. Там супруги начали работать в топливно-транспортном цехе. Одного из сыновей – Василия – взяли помощником кочегара в котельный цех, позже он стал кочегаром.

На станции работали и дочери Анисима Вихрова. Раису сначала приняли официанткой в столовую ГРЭС, затем девушка перешла в охрану электростанции. Ее сестра Прасковья трудилась помощницей машиниста в турбинном цехе. Она вместе с мужем Василием Шовкуном проработала на Майской ГРЭС до самой пенсии.

Внук основателя династии, Павел, устроился в турбинный цех слесарем. Затем получил новую специальность механика ГТУ. За 30 лет прошел путь от слесаря до начальника цеха. Его жена Галина в свое время была опытным лаборантом химлаборатории электростанции. Старший сын Виктор тоже продолжил династию энергетиков, но на Владивостокской ТЭЦ-2. Другой сын, Дмитрий, уже 23 года трудится машинистом бульдозера в топливно-​транспортном цехе Майской ГРЭС. Сын Дмитрия Александр с 2019 года работает электромонтером в электрическом цехе станции.

При подготовке статьи использованы материалы из книги «Наследники Прометея», из статьи А. В. Маклюкова «Электроэнергетика Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны», из личного дневника Михаила Лисецкого.

Кстати

Руководству всех советских электростанций в годы войны приходилось решать не только производственные проблемы, но и вопросы обеспечения сотрудников продовольствием. Для этого открывались подсобные хозяйства. В частности, годовой улов рыболовецкого хозяйства, созданного на базе ДЭСНА, составлял примерно 100 тонн.