С видом на Эльбрус

Суровый климат гор диктует свои условия. Люди здесь особо чтут традиции — ведь они помогли их предкам выжить в этих краях. И хотя мир вокруг давно изменился, здесь по‑прежнему похищают невест, проводят застолья по местным правилам и носят национальные костюмы. Эльвира Бачиева, специалист по закупочной деятельности Кабардино-Балкарского филиала, рассказала о культуре и обычаях балкарцев.

СПРАВКА

Как этнос балкарцы сформировались в результате смешения кобанских племен с аланами, булгарами и кипчаками в XIII веке. Говорят на балкарском языке – он относится к тюркской языковой семье.

Самоназвание – «таулула» – означает «жители гор». На флаге Кабардино-Балкарии изображен двуглавый Эльбрус – этот пятитысячник хорошо известен альпинистам и любителям горных лыж всего мира.

В конце ХIХ века во всех крупных селах Балкарии имелись мечети – балкарцы исповедуют ислам суннитского толка.

И на камнях растут селенья

В прошлом традиционные балкарские села – «эль» – располагались в верховьях горных речных долин. Из-за малого количества пригодных для обработки земель балкарцы основывали поселения на каменистых склонах. Плоские крыши одного яруса домов служили дворами или террасами для верхнего яруса.

Ярусное расположение домов в балкарском поселении. Фото начала ХХ века.

Кстати

Считается, что человеку, приходящему в гости к только что накрытому столу, достанется любящая теща или свекровь. Ему так и говорят: «Къайын ананг сюе кёреме», что переводится: «Видно, теща (или свекровь) тебя полюбит».

В каждом селе существовало особое место, называемое «ныгъыш» – площадь. На ныгъыше происходил разбор вопросов, касающихся жизни села. На нем разбирались также судебные дела и тяжбы по адату (обычное право) и шариату (мусульманское право). Здесь в беседах коротали время старики, рассказывая различные истории и вспоминая былое.

Памятным событием в нашей истории является депортация. 8 марта 1944 года, когда основная часть взрослых мужчин-балкарцев находилась на фронтах Великой Отечественной войны, все оставшиеся в селах жители были сосланы в республики Средней Азии. Вернулись на родину наши дедушки и бабушки только спустя 13 лет — 28 марта 1957 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР о возвращении балкарского народа на родину. В этот день мы празднуем восстановление своей автономности, у мемориала жертвам репрессий в Нальчике проходит памятный митинг, а на площадях городов и сел устраиваются подворья, где каждый может попробовать национальные блюда и напитки. И конечно, эти мероприятия не обходятся без национальной музыки и танцев. Мы сохранили родной язык, соблюдаем традиции и передаем их детям.

Моя бабушка Лялю Таппасханова научила нас с сестрой никогда не сдаваться. Она была изумительной хозяйкой. Помню, как мы с ней готовили лакумы (обжаренные в масле пышки) и всей семьей садились пить ароматный чай. Воспоминания о моем детстве неразрывно связаны с ее сказками, и я хочу, чтобы память о ней жила не только во мне, но и в моем сыне и племянниках.

По ролям

Мы придаем большое значение соблюдению правил застольного этикета. Тамадой, то есть главным за столом, назначают самого старшего и уважаемого среди присутствующих. Ответственную роль в застолье играет и шапа – человек, который ухаживает за гостями. Он следит за подачей блюд, уборкой пустой посуды и наполняет бокалы напитками. Шапой к мужскому столу, как правило, назначают зятя, к женскому столу – сноху.

Ни одно крупное застолье на Кавказе не обходится без барашка. У балкарцев до сих пор сохранилась особая система разделки туши: она делится ровно на 24 части, и каждая полагается определенному участнику трапезы в соответствии с возрастом гостя.

Еще одно любимое блюдо балкарской кухни – хычины – лепешки из тонко раскатанного теста с разными начинками. Они подаются на стол наравне с мясом. В прошлом насчитывалось до сорока видов начинок для хычинов.

Рецепт хычинов

Картофель отварить в мундире, почистить и прокрутить через мясорубку вместе с рассольным балкарским сыром. Посолить по вкусу. Начинку разделить на части, придать им форму шариков. Замесить тесто, ингредиенты: вода, мука, соль. Разделить его на части, сделать шарики, потом расплющить шарик из теста, положить на него шарик с начинкой, поднять края теста и защипнуть наверху. Затем тонко раскатать. Выпекать на сковороде без масла, сначала с одной стороны, потом с другой. Готовые хычины обильно смазать с обеих сторон маслом и разрезать на четыре части перед тем, как поставить на стол.

Цвет барбариса

Типы женских головных уборов были разнообразными, но самым распространенным к концу XIX века стал платок. Завязанный концами на затылке, с выпущенным наружным углом. Платок для праздничного одеяния драпировался на плечах. Отличительной особенностью женского верхнего платья являются вышитые нарукавные подвязки.

Основу хозяйственного быта балкарцев составляло отгонное скотоводство, что, конечно, отразилось на одежде. Для нее использовались шерсть, кожа и мех, а также сукно собственной выделки.

Повседневный женский костюм состоял из нательной рубашки, штанов, кафтанчика и верхнего платья. Одним из популярных красителей, применявшихся для окраски шерстяных и шелковых тканей, был отвар барбариса, который придавал им оранжево-красный тон. Этот цвет стал популярным в женской праздничной одежде, которая также украшалась золотым и серебряным шитьем. Серебряный пояс «кямар» и нагрудные украшения «ёшюнлюк» завершали образ.

Платок невесты

Балкарцы по-прежнему «крадут невест», но все же обычно это происходит по договоренности: насильственное похищение без согласия самой девушки всегда осуждалось. Случаи «кражи» бывают связаны с траурными периодами в семьях молодых, так как траур по усопшим держат до года. И если потери в семьях случаются раз за разом, молодые могут обратиться к варианту «похищения». Есть и еще один мотив: это проще и экономичнее, чем традиционное сватовство. Другая возможная причина – родители девушки против этого брака.

Один из самых красивых моментов свадьбы – обряд снятия с невесты свадебного платка, «келини баш аун алгъан адет». Платок – это оберег, защита от сглаза и символ смены статуса. Платки с ее головы снимает мальчик из семьи жениха с помощью «къамчи» − декорированной рукоятки нагайки. Если такой нет − берут обыкновенную палочку. Сейчас для большей зрелищности приглашают хореографические ансамбли, которые снимают платки, исполняя национальный танец.

Обряд «баш аун». Фото из архива Гульнары Абдуллаевой.