В сердце Пармы

Парма есть не только в Италии, но и в России. Так называют родную землю коми-пермяки, и переводится это слово как «темнохвойный лес». Именно лес во многом определил быт, культуру, обряды, традиции и гастрономические предпочтения небольшого северного народа. О них «Вестнику» рассказала менеджер Сервисной компании РусГидро Людмила Хомякова.

КСТАТИ

До середины 1920-х годов местные жители называли себя пермичами, пермянами, пермяками. Последнее наименование сохранилось и до наших дней. Связано оно с названием территории — Перми Великой, которое, по предположениям ученых, заимствовано у вепсов (малой народности, проживаю­щей в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях. — Прим. ред.). На их языке рera maa означает «земля, лежащая за рубежом». Сами коми-пермяки принадлежат к финно-угорской группе.

Фамильные ценности

Первоначально поселения коми-пермяков представляли собой родовые деревни. Они располагались в лесу, в поле, на берегах рек и даже прямо посреди болот. Все жители деревни, как правило, носили одну фамилию (у моих предков тоже было такое родовое гнездо). В одном доме никогда не жили несколько семей. Как только сын женился, для него возводили новый дом. Благодаря этому обычаю деревни разрастались.

Наталия Шевченко / Фотобанк Лори

Расположение поселения определяло и основное занятие его жителей. Одни промышляли охотой, другие – рыболовством, ремеслами, земледелием или солеварением. В нашей деревне главным кормильцем всегда был лес: мясо, грибы в большом разнообразии и ягоды − черника, морошка, клюква, костяника, брусника, малина, смородина, рябина, черемуха.

Издавна коми-пермяки владели искусством изготовления различных украшений из бронзы и меди в виде фигурок людей, животных и фантастических существ. Этот промысел широко известен под названием «пермский звериный стиль». В наши дни коми-пермяки занимаются прядением, ткачеством, созданием изделий из дерева, бересты, глины и других природных материалов. Отдельные мастерицы занимаются изготовлением половиков. Они остаются обязательным атрибутом не только деревенского дома, но и многих городских квартир.

У каждой женщины непременно должно быть свое тканое и вышитое полотенце. У меня тоже есть такое – подарок бабушки на свадьбу. Во время обряда встречи жениха и невесты на него ставят каравай. А потом полотенце вывешивают в красном углу в качестве украшения для икон.

«Были бы руки, а работа найдется»

Так звучит одна из коми-пермяцких пословиц. И труд, и отдых всегда сопровождались пением. Важнейшим видом народного творчества является музицирование с использованием духовых инструментов. А самый любимый и широко распространенный танец – тупи-тап, когда танцор чеканит дробный ход, мелко переступая с ноги на ногу, опущенные руки при этом он держит за спиной. Особый интерес представляет и непесенный сольно-импровизационный жанр: колыбельные, детские прибаутки, присказки, приговорки, заклички (песенки для распевки детей или стихотворное обращение к явлениям природы. – Прим. ред.).

Жизнь коми-пермяков связана с особыми обрядами и верованиями. Несмотря на то что они приняли православие еще в 1462 году, по сей день сохранились традиции изготовления оберегов из дерева, украшения берез лентами и платками в начале лета, обряды на родниках или при сборе лечебных трав. Нет-нет, да и встретишь тех, кто почитает разного рода покровителей – «чуд», которые, как считают коми-пермяки, есть и у природных, и у рукотворных объектов: ӧшмӧсчуд (чуд колодца, родника), суседку (домовой), банячуд (банный чуд). Из глубины веков дошел и ритуал поиска пропавших животных путем написания кабалы (прошения) лешему.

Берегиня, птицы и солнце

У коми-пермяков есть свой орнамент. В нем преобладает геометрический рисунок в виде вертикальных полос с геометрическими фигурами и другими элементами между ними. Часто это изображения тотемных животных, символов добра и счастья: цветов, веток, птиц, солнца.

В орнаменте отдельные фрагменты соединяются прямыми линиями, состоящими из ряда мелких точек. Линии образуют сплошную диагональную, прямоугольную или асимметричную сетку.

Коми-пермяцкий национальный костюм можно считать настоящим произведением искусства. Темно-синие, темно-зеленые сарафаны-дубасы с ярким набоечным рисунком и белоснежные или красные рубахи, вручную сшитые из льняного полотна и украшенные традиционным орнаментом, являются визитной карточкой народности.

Особая гордость – тканые пояса. Традиционно они выглядели по-разному: узкие – покромки, их носили и мужчины, и женщины, или широкие – кушаки, они предназначались только для мужчин. Отдельное место отводилось кушакам, выполнявшим еще и функцию оберега. Кушак украшался вышивкой с определенными символами, которые содержали информацию о принадлежности человека к своему роду – увтыру.

Сегодня в деревнях можно побывать на свадьбе, организованной в национальном стиле. Местные краеведы с радостью помогают в их подготовке. В нашей деревне Большая Коча таким подвижником является школьный учитель истории. Он бережно хранит традиции и передает их молодым поколениям.

Нянь – всему голова

Нянь – так ласково называю коми-пермяки хлеб. Его умеет печь каждая хозяйка, и при этом существует множество его разновидностей. Нянь – не только основной продукт питания, но и символ богатства и счастья. А еще это одно из основных ритуальных блюд. Свадьбы и похороны, крестины и новоселье, христианские праздники и языческие обряды всегда сопровождались приготовлением таких блюд, как рыбный пирог − черинянь, пельмени − пельнянь, каравай − чӧвпан.

Пирожки с пистиками

Пистики собирают на 2–4-й день после всходов. Их нужно очистить от верхних чешуек, промыть и измельчить. Затем добавить к ним соль, яйцо и сметану. Замесить тесто из муки, кефира (его можно заменить молоком) и соли. Выложить начинку в раскатанные кружки теста, соединить края. Лучше всего пирожки получаются в дровяной печке. Но современные хозяйки жарят их и на сковороде на растительном масле.

Чтобы наслаждаться любимыми пирожками всю зиму, пистики солят целыми в банках либо замораживают ошпаренными и измельченными.

В народной кухне важную роль играют травы. Ранней весной местных жителей радуют своей нежной зеленью и ароматом листья и стебли пикана – сныти, которую люди употребляют в пищу в виде основного блюда и в качестве добавок к окрошке или различным соусам. Настоящим брендом коми-пермяцкой кухни стали пистики – молодые побеги полевого хвоща. Приготовленные из них каша, суп, пироги отличаются необычным вкусом и полезными свойствами.

Совсем скоро начнется сезон пистиков. Приезжайте и знакомьтесь с культурой коми-пермяков в самое сердце Пармы – в Пермский край.