Робот идет на помощь

Многие процессы в нашей повседневной жизни уже роботизированы. Например, когда мы совершаем покупку в онлайн-магазине, робот информирует нас о наличии товара на складе, переводит на страницу оплаты, отправляет заказ менеджеру, информирует о статусе выполнения заказа. Еще более важную роль роботизация бизнес-процессов играет в компаниях. «Вестник» выяснил, как проходит внедрение роботов в Группе РусГидро.

Робот в нашем случае – это программное обеспечение, которое по написанному сценарию повторяет действия пользователя. Программный робот позволяет направить время, которое тратилось специалистом на выполнение шаблонных, повторяющихся задач, на интеллектуальный труд в других проектах, исключить возможность человеческой ошибки. Число рутинных бизнес-процессов огромно: это прием и классификация заявок, сбор, выгрузка, перенос и обработка данных, формирование справок, отчетов, первичных документов и т.д.

В Группе РусГидро за роботизацию рабочих процессов отвечает РусГидро ИТ Сервис. «Все началось с пилотного проекта по созданию робота, классифицирующего обращения в службу поддержки пользователей, – рассказывает директор по информационным системам и развитию цифровых сервисов РусГидро ИТ Сервис Рамазан Абакаров. – Ранее обращения в СПП круглосуточно принимали и распределяли специалисты Жигулевской ГЭС. В 2020 году при переводе ИТ-персонала станции в РусГидро ИТ Сервис возникла идея перевести круглосуточную смену на робота».

На каждый день

ЦИФРЫ

13 981

обращение поступило в СПП за январь 2023 года


28%

заявок обработано роботом

99% обращений в службу поддержки поступает по почте. Робот открывает поступившее письмо, анализирует ключевые слова и по ним формирует заявку на определенную группу поддержки. Если робот не сумел правильно проанализировать сообщение, то на второй линии поддержки сотрудник понимает, что заявка назначена некорректно, и в ручном режиме возвращает ее на переклассификацию, определяя, какой специа­лист должен ее выполнить. Проведенный анализ работы СПП показал, что процент правильно обработанных роботом заявок колеб­лется от 70 до 92%. В настоящее время идет доработка робота с целью научить его распознавать вложения в различных форматах, в том числе отсканированные файлы.

«В период пандемии необходимость в роботизации процессов ощущалась особенно сильно. Например, одних только селекторных совещаний проходило по 900 в месяц. Если раньше пользователю нужно было писать запрос и ждать ответа, то сейчас достаточно заполнить заявку на портале самообслуживания. Робот выделит свободный номер на выбранный промежуток времени, указанный в заявке, или уведомит пользователя о необходимости подбора другого часа проведения аудио- или видео-конференц-связи при отсутствии свободных номеров. В 2021 году мы направили в департаменты исполаппарата РусГидро запрос на перечень задач, которые, по мнению конечных пользователей, можно роботизировать, и отработали предложения», – говорит Алексей Сергиенко, генеральный директор РусГидро ИТ Сервис.

Роботизация рутинных операций пользователя экономит огромное количество трудочасов. Например, один из последних роботов был разработан для Департамента экономического планирования РусГидро, работники которого ежемесячно тратили два дня на перенос данных о выработке электроэнергии на портал ФАС. Совместно с подрядчиком было подготовлено программное обеспечение, которое осуществляет этот процесс автоматически.

Для бухучета

«В 2022 году мы внедрили автоматизацию бизнес-процессов (RPA) в бухгалтерский учет реализации РусГидро на оптовом рынке электроэнергии и мощности. Роботизированное решение позволило нам обрабатывать в автоматизированном режиме более 5 тыс. документов ежемесячно, что сократило трудозатраты трех работников. Благодаря четкому алгоритму действий робота риски допущения ошибок были сведены к нулю, а компетенции и экспертиза работников, ранее задействованных в данном процессе, направлены на решение более интересных задач», – делится Жанна Фадеева, начальник отдела учета реализации на ОРЭМ и тепловой энергии РусГидро ОЦО – Запад.

В настоящее время в режиме промышленной эксплуатации в Группе работают пять программных роботов. Еще шесть проходят тестирование в информационных системах 1С, SAP, ERP, ЗУП. К концу года их количество планируется довести до 14. Например, сегодня в процессе проработки роботы для казначейства и Блока производственной деятельности РусГидро.

Дальше – больше

Учитывая тот факт, что в энергохолдинге эксплуатируются информационные системы, имею­щие общие конфигурации, возможно использование одного программного робота в интересах нескольких компаний. Например, для сервисных компаний (РусГидро ОЦО, РусГидро ИТ Сервис, СНРГ и т.д.) разработана единая конфигурация учетной системы на базе 1С – 1С КАСК, поэтому создаваемый программный робот по формированию справок 2-НДФЛ сможет работать с 1С КАСК всех компаний, где он применяется. Таким образом, роботизация коснется не только Исполнительного аппарата и филиалов РусГидро, но и подконтрольных организаций.