День да ночь – сутки прочь

Один рабочий день Александра Халтурина.

file_213.jpg В горах –25 °С. К перепадам температур и высот Александр Халтурин за прошедшие три года вполне адаптировался.
С момента создания в октябре 2012 года ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции» его глава Александр Халтурин живет на две страны. Спрашивать, сколько времени он провел в дороге, бессмысленно – ни часов, ни километров Халтурин не считал. Корреспондент «Вестника» провел с человеком, ответственным за крупнейший совместный проект России и Кыргызстана, сутки – именно столько длилась очередная командировка на стройплощадку. За это время было преодолено 6600 км по воздуху и почти тысяча – по земле.

ПРИБЫТИЕ

Международный аэропорт Манас (Бишкек), 05:10 утра. После ночного перелета, хмурых пограничников первое знакомое лицо – водитель Икрам. «Здравствуйте, Александр Владимирович!» – «Привет, едем прямо в Нарын».

Впереди – 400 км горной дороги, перевал Долон, известный в народе как ЗоЗо, – 3030 м над уровнем моря. Лучшее в  стране шоссе, резко переходящее в раздолбанную дорогу с остатками (так и хочется сказать останками) еще советского асфальта. Икрам – даже не шофер, а, скорее, ангел-хранитель, обремененный функциями секретаря.

– Встречу с сельчанами перенесли на десять, поэтому поедем быстро, – преду­преждает он.

И начинается гонка по серпантинам. Дорога Бишкек – Торугарт – основной торговый коридор между Китаем и Киргизией, по ней движутся сотни фур с разно­образным товаром. Предрассветный полумрак. Время задуматься, вспомнить события последних лет.

«Нарын, небольшая, по европейским меркам, река, имеет громаднейший энергетический потенциал, способный дать электричество большому региону, – говорит Халтурин. – Это понимали в Советском Союзе и строили уникальные по тем временам гидроузлы. Потом Киргизская ССР стала независимым Кыргызстаном, с тех самых пор станции никто не строил. Оборудование устаревало, изнашивалось... Для республики настали темные времена – здесь даже научились жить без электричества, в режиме веерных отключений…»

7:45. Путь из столицы к стройплощадке проходит через рукотворный водоем – Орто-Токойское водохранилище. Ирригационное сооружение без гидроагрегатов. Нонсенс. Теперь так не строят... Солнце взошло, и взору предстает окружающая природа во всем ее величии.
«Красивая страна, сколько езжу – не перестаю удивляться. Многие считают, что из-за вмешательства человека окружающий мир становится хуже. Они многого не видели, например Саяно-Шушен­скую ГЭС. Благодаря нашим станциям Нарынская область станет более живописной».

ВОПРОС – ОТВЕТ

10:03. Школьный актовый зал в селе Доболу. Председателя Совета директоров ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции» ждут активисты близлежащих сел. Уважаемые аксакалы хотят услышать ответы на свои вопросы. Вопросов два: трудоустройство и компенсации. И хотя мероприятие официальное, разговор получается доверительным. Александру Халтурину раз за разом приходится разъяснять, что компания занимается только строительством и не имеет возможности влиять на тарифную политику кыргызского правительства. Это не обман надежд местного населения, а повод для местных органов власти прислушаться к мнению граждан. 

«Местная традиция – перекладывать собственные проблемы на приходящих инвесторов. С другой стороны, люди по-своему правы. Им приходится менять уклад жизни, так что опасения за будущее вполне понятны. Нам повезло работать в Киргизии. Здесь прекрасные люди, они умеют слушать. И наша задача – не обмануть их ожидания. В конце концов, станции мы строим для людей».

НА СТРОЙКЕ

12:14. Створ Акбулунской ГЭС – крупнейшей станции каскада. Здесь полным ходом идут изыскательские работы. Изыскатели торопятся: нужно успеть исследовать створ до большой воды, которая из-за снежной зимы придет рано, уже в апреле – мае. У ворот вахтового поселка Халтурина поджидают два паренька из ближайшего села, устроившиеся вдвоем на одной лошади.

– Здравствуйте, байке!
– Саламат сызбы, ребята. Как зовут?
– Калыбек и Жоролбай.
– Что, второй лошади нет?
– Так теплее (улыбаются). Можно к вам на работу устроиться?
– Сколько вам лет?
– Мне 15, ему 16. Хотим быть гидростроителями.
– Учитесь и приходите через пару лет, успеете еще поработать.

15:47. Дорога в Бишкек. Путь вновь лежит мимо Орто-Токойского водохранилища. «Киргизия – высокогорный резервуар пресной воды. Один Иссык-Куль чего стоит. Только мы пока не умеем все это богатство рационально использовать. Вот Орто-Токой прошлым летом слили до дна. Говорят, старожилы такого не помнят. Зато вниз по течению в засушливый год вода была. Строить водохранилища – благо и для природы, и для людей». 

18:30. Бишкекский офис ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции». Рабочий день закончен, но домой никто не расходится, у всех есть вопросы к председателю. В числе прочих Александра Халтурина ждет Чоробай Такеевич Акунов, патриарх киргизской энергетики и член Правления компании.

– Отвод земель задерживается. Мы тут посоветовались и думаем, что нужно опять выходить на премьера. 
– Будем выходить и обязательно решим.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

4:30 утра. Международный аэропорт Манас, рейс 1881. День да ночь – сутки прочь, и еще 3300 км до Москвы. По прилете Александр Халтурин отправится в Рус­Гидро на совещание по нарынской стройке.

«Есть что доложить и есть вопросы, которые нужно обсудить в первую очередь. Все-таки здорово, что мы начали этот проект. Трех лет не прошло, а люди в Нарыне уже другие...»

Исторический календарь 

1933 год. Среднеазиатское отделение Гидро­энергопроекта (САОГИДЭП) организовало комплексную экспедицию для изучения Нарына и его основного притока – реки Кокомерен.

1953 год. В схеме комплексного использования р. Сырдарьи САОГИДЭП рассмотрело схему использования Нарына, в которой было намечено 23 гидроузла. Основным регулирующим водохранилищем предполагалось Тогуз-Тораузское.

1990 год. Средазгидропроект выполнил первый этап ТЭО Алабугинской ГЭС – «Уточнение схемы использования верхнего течения р. Нарын». В работе рассмотрено использование Нарына от выклинивания водохранилища Камбаратинской ГЭС-1 до верховьев, включая реки Большой и Малый Нарын и основные притоки – Ат-Баши и Ала-Бука. 

2009–2010 годы. Специалисты РусГидро уточнили оптимальное размещение и тех­нико-экономические показатели перво­очередных ГЭС в верхнем течении Нарына. Предложены девять ГЭС на Нарыне и притоках Ат-Баши и Ала-Бука и три – на реке Кокомерен. По итогам работы к первоочередному строительству рекомендованы четыре станции Верхне-Нарынского каскада.

20 октября 2012 года. Подписан учредительный договор по созданию ЗАО «Верхне-Нарынские гидроэлектростанции».

27 октября 2012 года. Торжественная церемония закладки памятного знака на площадке строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС.

26 ноября 2012 года. Согласованы техническое задание и конкурсная документация на проведение конкурса на право разработки ТЭО строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС.

27 ноября 2012 года. Объявлен открытый конкурс на разработку ТЭО проекта строительства Верхне-Нарынского каскада ГЭС. 

11 января 2013 года. Победителем конкурса стал Ленгидропроект.

24 апреля 2013 года. Ленгидропроект завершил работу над ТЭО и передал его заказчику.

12 июня 2013 года. Заложен первый кубометр бетона в основание каскада.

26 ноября 2013 года. Утверждено ТЭО Верхне-Нарынского каскада ГЭС.

27 марта 2014 года. Подписан договор с Ленгидропроектом на выполнение проектно-изыска­тельских работ, включающий проведение инженерных изысканий, разработку проектной и рабочей документации для возведения ГЭС каскада и необходимой для их строительства инфраструктуры. 

Апрель 2014 года. Первые группы изыскателей начали работу на площадке строительства.

16 октября 2014 года. Началось возведение основных сооружений на гидроузлах Нарынской ГЭС-1 и Акбулунской ГЭС.