«Как воевали плотины»

«Вестник РусГидро» продолжает публиковать материалы, которые были собраны в рамках уникального проекта, посвященного вкладу гидроэнергетиков в Великую Победу. Еще больше о том, как воевали плотины, можно узнать на сайте, а также каждую среду в 20:00 на телеканале LifeNews.

«Пересадка» гидротурбин

После начала Великой Отечественной войны руководством Советского Союза было принято решение об экстренном создании новых производств, главным образом оборонного назначения, на Урале, в Сибири и Средней Азии. Большинство из них строилось на основе эвакуированных предприятий.

Новые заводы требовали энергоснабжения, которое можно было обеспечить в том числе и за счет строительства гидро­станций. Поэтому было принято решение об ускоренном возведении целого ряда средних и малых ГЭС, но сразу же возникла проблема обеспечения их оборудованием, в первую очередь – турбинами и генераторами.

Гидротурбины в СССР в то время выпускались лишь на одном предприятии – Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ), основные мощности которого оказались в блокадном Ленинграде. При содействии эвакуированных специалистов ЛМЗ было развернуто производство гидротурбин на новом Уральском заводе гидромашин. Первую продукцию он выпустил в 1943 году. Еще одним источником гидросилового оборудования были поставки союзников. Но самым необычным методом решения проблемы стало использование эвакуированных гидроагрегатов.

Специфика гидроэлектростанций заключается в том, что каждая ГЭС – уникальное сооружение, и турбины для каждой из них производятся по индивидуальным проектам. Соответственно, просто перенести турбины с одной ГЭС на другую невозможно. Перед советскими инженерами встала уникальная задача – спроектировать новые ГЭС под существующие турбины, изготовленные для совсем других станций. Их «донорами» стали станции Карелии и Мурманской области. С Кондопожской ГЭС эвакуировали три гидроагрегата, два – с Нижне-Туломской ГЭС и один – с ГЭС «Нива-2». «Реципиентами» же были новые гидростанции в Узбекистане, на Чирчик-Бозсуйском каскаде. Использование уже имевшихся машин позволило всего за два-три года возвести пять новых ГЭС – Аккавакскую-1, Саларскую, Кибрайскую, Актепинскую и Нижне-Бозсуйскую №1. После окончания войны агрегаты не вернулись на свои изначальные станции – для них изготовили новые машины.

Эвакуированные агрегаты со Светогорской и Лесогорской ГЭС в Ленинградской области планировали установить и на новых ГЭС на Урале – Широковской, Понышской и Вилухинской. Но эти планы реализовать не удалось – Широковскую ГЭС удалось пустить уже после войны со специально изготовленными для нее агрегатами, а от возведения двух других станций решили отказаться.

Куйбышевская ГЭС: стройка, остановленная войной
ZhiGES_cr.jpg

История Куйбышевской ГЭС в районе Самарской Луки – одна из интереснейших страниц в энергетической летописи России. Эпопея ее возведения благополучно завершилась в 1958 году, а началась еще в первые годы XX столетия. 

Витавшие длительное время идеи о возведении гидротехнического сооружения в районе Жигулей в 1907 году впервые стали предметом инженерного осмысления. Константин Богоявленский, в будущем крупный энергетик, в дипломном проекте разработал детальный план строительства ГЭС, который вызвал немалый интерес и немало споров. Точку в дискуссиях поставила Первая мировая война. К идее вернулись в 1919 году, но строительство крупнейшей по тем временам ГЭС на Волге было санкционировано лишь в августе 1937-го. 

Проект Куйбышевской ГЭС предусматривал создание сложного комплекса гидротехнических сооружений – плотины, судоходных шлюзов и ГЭС мощностью 2000 МВт на Волге, а также канала со шлюзами и ГЭС мощностью 1400 МВт у Переволок – узкого перешейка в основании Самарской Луки. Объем работ предполагался фантастический: предстояло переместить 359 млн м³ грунта и уложить 12 млн м³ бетона – столь масштабное строительство не имело аналогов в мировой практике. Проектировщики намеревались оснастить станцию крупнейшими в мире гидроагрегатами мощностью 200 МВт, создать огромное водохранилище площадью около 6500 км² и объемом 53 км³.

Стройку поручили НКВД, который уже в сентябре 1937 года организовал Самарский лагерь. Руководство Куйбышевстроем возложили на Семена Жука, который одновременно стал главным инженером стройки. Пуск первых гидроагрегатов был намечен на 1948 год. Но с самого начала грандиозный проект преследовали организационные проблемы и недостаток финансирования. К 1940 году, когда планировалось начать возведение основных сооружений ГЭС, удалось лишь выполнить инженерные изыскания и часть подготовительных работ. В результате уже осенью 1940 года, учитывая приближение войны и необходимость перенаправить усилия на более приоритетные проекты (строительство авиационных заводов, расширение Волго-Балтийского и Северо-Двинского каналов), было принято решение законсервировать стройку.

Возобновилось возведение Куйбышевской (ныне Жигулевской) ГЭС только в 1949 году. Но это была уже совсем другая станция, со­оруженная по новому проекту в другом месте с более благоприятными геологическими условиями.

Пехотинец с Камы
Behterev_3_cr.jpg В свои 90 Семен Дмитриевич глядит орлом, как и подобает герою-орденоносцу (на фото слева)
Семен Дмитриевич Бехтерев живет на той же реке, что и 70 лет назад, – на Каме. Но путешествий у него в судьбе получилось на две жизни. 

Первая началась 29 октября 1942 года, когда 18-летнему парню пришла повестка в сарапульский призывной пункт. Пока он служил в учебной роте, закончилась Сталинградская битва, и молодой автоматчик 24-гвардейской дивизии догнал уходящий на запад фронт только весной 1943 года, в Донбассе. Там, в первом же бою, Семен получил первое ранение. Второй раз он догнал фронт уже осенью, ближе к Днепру. В звании сержанта участвовал в боях на Кинбурнской косе, где и получил еще одно ранение. Жизнь ему спасли два предмета, лежавшие в нагрудном кармане, – самодельный портсигар и комсомольский билет. Снова госпиталь и погоня за фронтом – на сей раз до Восточной Пруссии, где советские вой­ска несли очень большие потери. 

Рота, которой прислали командовать младшего лейтенанта Бехтерева, не превышала 15 человек, но тоже получила приказ наступать. В этих боях Семен Дмитрие­вич получил третье и четвертое ранения, причем последнее приковало его к госпитальной койке до конца войны. А когда она закончилась, 20-летний орденоносец и инвалид II группы оказался перед выбором, чем заниматься дальше. Он мечтал стать геологом и путешествовать по стране, но оказалось, что есть еще одно интересное занятие с путешествиями: гидроэнергетика. Семен Бехтерев отправился в МЭИ поступать на гидроэнергетический факультет. И поступил, и отучился.

Первой его большой станцией стала Иркутская ГЭС, второй – Мамаканская на севере Иркутской области. А затем пришла пора вернуться домой, где на Каме с середины 1950-х годов рядом с молодым городом Чайковский строилась мощная Воткинская ГЭС. Среди тех, кто готовил станцию к пуску, – инженер, начальник электротехнической лаборатории Семен Дмитриевич Бехтерев. Потом на полтора десятка лет он уехал строить ГЭС в Якутии. На ней, кстати, теперь работает дочь Семена Дмитриевича (остальные дети тоже пошли по стопам отца). А потом вновь вернулся в Чайковский, на Воткинскую ГЭС. В октябре прошлого года станция и город отметили 90-летний юбилей своего ветерана. Но главный день для Семена Дмитриевича впереди – День Победы.