Вестник РусГидро









Риск-менеджмент: как это устроено

Как в РусГидро формируется система управления рисками, зачем нужно их оценивать и какие для этого применяются инструменты.

Управление риск-менеджмента Департамента контроля и управления рисками РусГидро.

В марте по итогам конкурса «Эффективный внутренний контроль и аудит» РусГидро признано лучшей компанией по эффективности системы внутреннего контроля. Эксперты конкурса в том числе высоко оценили управление рисками в Группе. «Вестник» решил разобраться, как этот процесс влияет на эффективность работы компании, и обратился с вопросами в управление риск-менеджмента Департамента контроля и управления рисками РусГидро.

ЦИФРЫ

Более 60 работников

РусГидро прошли обучение и используют в своей работе программу АСУР


100 сотрудников

прошли повышение квалификации по программе «Основы управления рисками и организации внутреннего контроля»

Какие цели

Ежедневно каждый из нас на своем уровне занимается управлением рисками, но не каждый из нас связывает это с функционированием системы внутреннего контроля и управления рисками компании. Риск – это вероятность того, что какое-то событие может повлиять, в том числе негативно, на достижение компанией плановых целей и показателей КПЭ. Риски охватывают все бизнес-процессы как по горизонтали – при выполнении производственных задач, так и по вертикали – при принятии управленческих решений. Управление рисками – непрерывный процесс, затрагивающий всю деятельность Группы и направленный на выявление, анализ и оценку рисков, а также разработку мероприятий по их снижению.

На возникновение и реализацию рисков могут влиять множество риск-факторов, укрупненно их можно разделить на внутренние (например, срыв сроков проведения закупочных процедур или авария на производстве) и внешние (изменение законодательства, погодные условия). Внутренние риск-факторы находятся в зоне влияния компании, и на них необходимо оказывать воздействие через организационную деятельность и управление рисками, отвечать на внешние риски можно через мониторинг ситуации, свое­временное реагирование и страхование рисков.

Все работники компании исполняют контрольные процедуры и проводят мероприятия по управлению рисками в соответствии с должностными обязанностями и распределением ролей, предусмотренных внутренней документацией. Департамент контроля и управления рисками методологически координирует и организует эту работу, а Советы директоров компаний Группы являются надзорными органами.

Шаг за шагом

В Группе РусГидро организован процесс управления рисками, который включает следующие этапы:

  • Идентификация рисков: выявление рисков, которым подвержены определенные направления деятельности компании, классификация рисков.
  • Оценка риска: прогноз вероятности его возникновения и оценка последствий (качественно и/или количественно).
  • Определение причин, которые могут привести к возникновению риска /способствовать реализации риска.
  • Разработка мероприятий по управлению рисками: недопущение возникновения риска / реализации риска, а также разработка мероприятий по минимизации последствий от реализации риска (в случае невозможности предотвратить наступление риска).
  • Утверждение плана управления рисками, включающего в себя: идентифицированный риск, его оценку, риск-факторы, мероприятия по управлению рисками, планируемый эффект от реализации мероприятий по управлению рисками, закрепление ответственных лиц.
  • Выполнение плана мероприятий.
  • Мониторинг выполнения мероприятий, экспертная оценка качества мероприятий по управлению рисками (в т.ч. через оценку достижения эффекта).

Полезные инструменты

В 2020 году в РусГидро в целях оптимизации работы с рисками внедрена Автоматизированная система управления рисками (АСУР). Она позволяет идентифицировать риски, формировать план управления, осуществлять его мониторинг и готовить отчетность. В АСУР загружена база данных по рискам (справочники), сформированная на основании накопленного в РусГидро опыта. В планах Департамента контроля и управления рисками – развитие АСУР для повышения удобства пользования интерфейсом и расширения функционала программы: внедрение индикаторов рисков – оценки показателей вероятности наступления события, усовершенствование и расширение отчетных форм и др.