Вилюйский алмаз
Это удивительный человек, совершенно уникальный», – так говорят о Борисе Александровиче коллеги, родные, друзья. И ничуть не преувеличивают. Он построил Иркутскую ГЭС, Каскад Вилюйских ГЭС (Вилюйские ГЭС-1 и ГЭС-2), был советником на строительстве ГЭС в Анголе, десять лет работал в «Институте Гидропроект». И хотя формально Борис Медведев давно на заслуженном отдыхе, понятие это в его случае чисто формальное. До сих пор он консультирует бывших коллег, чиновников, за профессиональными советами к нему обращаются самые разные люди. В общем, отдыхать не приходится. Впрочем, Борис Александрович с трудом представляет, что же это такое – заслуженный отдых?! «Мозг ведь никогда не перестает работать», – разводит он руками.
ПЕРВАЯ СТРОЙКА
Если формально, то первой в его биографии была Иркутская ГЭС. На самом же деле это не совсем верно. Борис Медведев поступил на гидротехнический факультет Московского энергетического института за год до окончания войны. И первое, что пришлось ему построить вместе с товарищами по учебе, – это здание собственной альма-матер.– Институт тогда только создавался, – вспоминает Борис Александрович. – Так что нам пришлось совмещать учебу со стройкой учебных корпусов.
Впрочем, это никак не мешало учиться, а учили в МЭИ на совесть. Студент Медведев впитывал знания как губка. Ему все было интересно, а интереснее всего – придумать, как сделать еще лучше. К любому заданию он подходил творчески. Эта изобретательность впоследствии принесла много пользы отечественной гидроэнергетике. Но об этом чуть позже.
НА АНГАРУ
Поступить в МЭИ было сложно, но гораздо сложнее, признается Борис Александрович, оказалось попасть по распределению на строительство Иркутской ГЭС.– Конкурс был огромный! Всего пять человек из нашего выпуска поехали на Ангару, – говорит юбиляр.
Здесь он прошел путь от мастера до главного инженера управления механизации СМУ «АнгараГЭСстой» (кстати, первого в Советском Союзе) и зарекомендовал себя мастером нестандартных решений. Пример монтажа мостовых кранов Иркутской ГЭС уже стал хрестоматийным. Первые два агрегата станции должны были пустить в 1956 году. Для сборки машин требовалось смонтировать мостовые краны, а чтобы доставить к месту монтажа самые тяжелые их детали (полумосты весом 47 тонн), требовался пандус. Однако на месте будущего пандуса проходила единственная железная дорога, соединяющая Восточную Сибирь и Дальний Восток с остальной частью страны. Убрать ее обещали только в ноябре, и было ясно – сроки пусков срываются.
– Тогда мне пришла в голову идея: пандуса у нас нет, зато есть шагающие экскаваторы, – рассказывает Борис Александрович. – Их грузоподъемность вполне позволяет осуществить эту операцию. Вы не представляете, сколько было противников у идеи! Говорили: «Так никто не делает, экскаваторы не выдержат». А в итоге все удалось, и агрегаты мы пустили вовремя.
Вилюйский гидроузел.
НА ВИЛЮЙ
Следующая, самая яркая и значимая страница трудовой биографии Медведева – Каскад Вилюйских ГЭС. Именно эти станции, по собственному признанию гидроэнергетика, стали делом жизни и любимым детищем. Почему?– Да потому что это был самый сложный проект, – признается Борис Александрович. – У нас не было буквально ничего – ни опыта подобного строительства на вечной мерзлоте, ни сколько-нибудь серьезных изысканий, ни ресурсов. Было лишь задание партии и правительства – пустить ГЭС в кратчайшие сроки.
Немного истории. С 1954 по 1957 год в Якутии было открыто несколько алмазоносных коренных месторождений – трубок, в том числе и трубка «Мир». ЦК партии и Совет Министров СССР приняли решение об освоении этих месторождений. Понятно, что для их разработки и промышленного производства нужна была дешевая электроэнергия. При обсуждении различных вариантов генерации было принято решение строить гидроэлектростанции на реке Вилюй. Решение о строительстве Вилюйской ГЭС Министерство строительства электростанций СССР приняло 29 августа 1958 года.
Вот как описывает свою первую встречу с поселком Мирный (сейчас это город Мирный, на окраине которого находится трубка «Мир») Борис Медведев в книге «Вилюйские ГЭС – дело жизни»: «… нас везут самолетом АН-2 вместе с бочками с дизельным топливом для электростанций поселка Мирный. Иного способа добраться нет, т. к. ни сухопутной, ни водной дороги не существует. Полтора часа, и мы в Мирном. Нас гостеприимно встречает сам Виктор Илларионович (Тихонов. – Прим. ред.) – царь и бог Мирного. Рассказываем о себе, целях и задачах. Просим доставить нас поближе к намеченной площадке ГЭС… Тихонов познакомил нас с проблемами треста, в т. ч. энергетики, показал нам алмазы, дал команду отправить нас на косу р. Малая Ботуобуя на следующий день самолетом, который привезет бочки с топливом… Началась наша жизнь при коммунизме, без денег, с чудеснейшей экологией, при великолепном питании – свежайшая и вкуснейшая рыба, грибы, утятина, ягоды, великолепный хлеб и т. д. Интереснейшая работа – изучение материалов изыскателей и обстановки…»
ПОЛИГОН НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ
За этим лирическим описанием – тяжелейший труд, как, впрочем, и вся последующая стройка. Основной проблемой для разворота строительства объектов алмазодобывающей промышленности и Вилюйской ГЭС стала транспортная доступность, вернее – недоступность. Железная дорога в тех краях доходит только до речного порта Осетрово, находящегося в верхнем течении реки Лена, неподалеку от городка Усть-Кут. В порту грузы перегружаются на речной транспорт и 1200 км вниз по реке Лене следуют до поселка Мухтуя (в настоящее время здесь построен г. Ленск, являющийся входными воротами снабжения всей Западной Якутии с ее алмазной промышленностью). Из Мухтуи грузы доставлялись по «зимникам». Круглогодичных дорог тогда еще не было.И здесь Медведев вновь решает нестандартные задачи. Например, обеспечивает алмазодобытчиков электроэнергией, не дожидаясь завершения строительства Вилюйской ГЭС-1. Для этого он предложил закупить энергопоезда (дизель-генераторы большой мощности, смонтированные на железнодорожных шасси). Оборудование было доставлено в Мухтую, собрано и запущено. Параллельно предстояло строительство высоковольтных линий электропередачи (ЛЭП) от Мухтуи до Мирного и далее – до створа Вилюйской ГЭС, за которое отвечал лично Медведев. Возникла, казалось бы, нерешаемая проблема: из чего делать опоры? Ведь хладостойкой стали, способной выдержать сверхнизкие северные температуры, тогда не хватало, да и изготавливать опоры требовалось в заводских условиях. Прибавьте к этому доставку к месту монтажа – и опоры по стоимости выходили «золотыми». Зато был «подручный» материал – особо прочная местная лиственница. Для строительства древесину заготавливали зимой (по строительной терминологии она называется гидролес). Из него и начали делать опоры, первые из которых смонтировали уже в июне 1959 года.
И таких примеров десятки, всего не перечислить. Вообще, вспоминает Борис Александрович, поселок Чернышевский, возникший на месте стройки, был самым новаторским. Именно здесь появилась первая в Якутии канализация. Это несомненное благо цивилизации вскоре обрела и столица республики. Так что Вилюйские ГЭС были в прямом смысле слова полигоном самых нестандартных инженерных решений, автором большинства из которых являлся Медведев. Но самое главное то, что первый ток ГЭС, построенные на вечной мерзлоте, дали через шесть лет после начала работ на створе (к слову, такими темпами сегодня не может похвастаться ни одна стройка)! Как такое возможно?
– Все возможно, если у человека есть цель, любимая работа, призвание, – уверенно говорит Медведев.
СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК
«Борис Александрович мыслит государственно», – говорят о юбиляре бывшие коллеги. И действительно, в свои 90 он продолжает думать о благе страны. Взять, к примеру, проект, над которым он сейчас работает. Суть его состоит в том, чтобы добывать в водохранилище Каскада Вилюйских ГЭС и поставлять из Якутии тяжелую воду. Для отечественной атомной энергетики и реакторов прочего назначения ее закупали в Канаде, Норвегии. С введением санкций поставки прекратились, теперь необходимый ресурс получают из Индии.– А зачем, если тяжелой воды в Якутии предостаточно?! – сокрушается Борис Александрович. – Нужно всего лишь наладить добычу и поставку. Вот сейчас прорабатываю этот вопрос.
Юбилей – это всегда некое подведение итогов, а уж 90-летие – и подавно.
– Я счастливый человек, – признается Борис Медведев. – Нашел свое призвание, построил ГЭС, которыми горжусь. Знаете, даже если бы была такая возможность, не изменил бы ни одного дня своей жизни! Думаю, все сложилось очень удачно, и я благодарен за это судьбе.
Коллектив компании РусГидро от всего сердца поздравляет Бориса Александровича Медведева с юбилеем, желает крепкого здоровья, отличного настроения и, конечно, новых интересных проектов!