Привести в норму

Председатель Правления – Генеральный директор ПАО «РусГидро» Николай Шульгинов выступил на заседании круглого стола Комитета по энергетике Госдумы. Законодатели, представители федеральных и региональных органов власти, энергокомпаний, отраслевых ассоциаций, научных и общественных организаций обсудили проблемные вопросы развития гидроэнергетики, а также пути их решения.

По обеспеченности ­гидроресурсами Россия занимает второе место в мире после Китая, опережая США, Бразилию, Канаду. При этом страна использует лишь 20% своего гидропотенциала – это один из самых низких уровней в мире. Как было подмечено на круглом столе, инвесторы не торопятся вкладывать средства в развитие гидроэнергетики из-за пробелов в нормативном регулировании отдельных вопросов функционирования отрасли и избыточного регуляторного воздействия со стороны контрольно-надзорных ­органов.

Без определенного правового статуса

В современной истории России было ­создано несколько водохранилищ для целей ­гидроэнергетики, в частности Богучанское и Нижне-Бурейское. Реализация этих проек­тов не во всем проходила гладко из-за пробелов в системе нормативно-правового регулирования. Хотя наполненное водохранилище, согласно Водному кодексу, является объектом федеральной собственности, его правовой статус до наполнения водой юридически не определен, подчеркнул ­Николай Шульгинов. Это вызывает серьезные затруднения при проектировании, ­обустройстве и вводе в эксплуатацию водо­хранилища, а также при планировании ­затрат, формировании бюджетных заявок, организации финансирования и отчетности. Подготовка ложа водохранилища к наполнению должна полностью подчиняться требованиям градостроительного законо­дательства, считает Николай Шульгинов.

Дорогой первый класс

Еще одной проблемой является риск пере­смотра контрольно-надзорными органами класса опасности гидротехнических ­сооружений в период функционирования ГЭС. Повышение класса опасности уже находящихся в эксплуатации ГТС потребует дорого­стоящей реконструкции. А в отдельных случаях, если проведение реконструкции технически невозможно, такое решение может привести к консервации или даже ликвидации ГЭС. Что, в свою очередь, приведет к изменению энергобаланса и цен на электроэнергию и мощность. Необходимо увязать основания и порядок назначения и изменения класса опасности гидротехнического сооружения с особенностями проекта и условиями эксплуатации гидроузла, считают в РусГидро. Также требуется упорядочить процесс освоения территорий в нижних бьефах ГЭС. Как отметили участники обсуждения, региональные органы власти не должны допускать застройку в зонах, где возможны подтопления во время половодья.

Меньше, да лучше

Другой вызов – избыточность требований в области безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. Правила в этой сфере требуют выполнения сложно реализуемых и дорогостоящих ­мероприятий по созданию инженерно-технических средств охраны ГТС, которые могут быть заменены более современными, эффективными и простыми решениями. Также предприятия гидроэнергетики вынуждены нести затраты по обеспечению защищенности объектов транспортной инфраструктуры, проходящих по гидротехническим сооружениям, – в первую очередь досмотра транспорта. Хотя выполнять эти функции по большому счету должны собственники инфраструктуры.

Осетра не видели?

В советское время, в условиях плановой экономики и при наличии госсобственности как на ГЭС, так и на природные ресурсы, государство само определяло для себя «правила игры» – как и в какой форме возмещать ущерб окружающей среде. Как правило, это возмещение заключалось в создании разных рыбных хозяйств, которые должны были компенсировать возможные потери рыбопродуктивности водных объектов. При этом государство само определяло и допустимый (оптимальный) для себя уровень расходов, а также условия реализации таких мероприятий.

Времена изменились, модель же ­оценки осталась прежней. Устаревшая методика не учитывает особенности функционирования ГЭС и тот факт, что водные ресурсы используются без изъятия – все это приводит к серьезному завышению оценки воздействия (притом что ущерб начисляется по восстановлению самых дорогих пород рыб, например осетров).

С учетом высказанных мнений по результатам круглого стола будет сформирован перечень рекомендаций по совершенствованию законодательства, регулирующего различные аспекты строительства и эксплуатации ГЭС. Такие шаги, по мнению участников круглого стола, снизят административные барьеры и повысят инвестицион­ную привлекательность гидроэнергетики.