Под парусом мечты
Наши дальневосточные коллеги доказали, что для настоящей мечты нет преград. Максим Долженко, Дмитрий Косенко и Алексей Батаков с самого детства мечтали о собственной яхте. И не беда, что там, где они живут, нет ни моря, ни океана. Для настоящих морских волков даже это не стало препятствием!
В кругосветку вместе с сыном

Инженер отдела капитального строительства Хабаровской теплосетевой компании Максим Долженко яхтенным спортом занимается с шести (!) лет. В яхт-клуб в районе затона Хабаровской ремонтно-эксплуатационной базы флота его привел отец. С тех пор Максим и не помышлял о каком-то другом занятии, осваивая одну за другой спортивные яхты разных классов и получая награды в соревнованиях.
Отсутствие моря для хабаровчанина – это не проблема, ведь под парусами вполне можно ходить по Амуру или Уссури. Яхтенный сезон, правда, короткий, так как большую часть года реки скованы льдом. Зато и вопроса, где провести летний отпуск, у Максима нет. Он точно знает, что это будет любимый яхт-клуб «Водник», ведь короткую навигацию нужно использовать по полной! За сезон инженеру-яхтсмену удается принять участие почти в десятке соревнований разного уровня. Одним из самых запоминающихся в прошлом году стала летняя маршрутная регата «Кубок Амура – 2017», проходившая в рамках Хабаровского краевого чемпионата по парусному спорту. Пять дней Максим с напарником шли на яхте «Бина» от Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре. А это без малого 400 километров! Всего в состязаниях приняли участие 15 крейсерских яхт. Поэтому особенно приятно, что команда во главе с капитаном Долженко завоевала в этом соревновании серебро.
К сожалению, из-за высокой занятости Максиму не удалось поехать на международную регату в приграничный китайский Фуюань, в котором до этого он принимал участие четыре года подряд, а в 2016 году даже занял первое место! Однако наверстать упущенное яхтсмен намерен в нынешнем году. Но главное – это большая мечта о кругосветном путешествии по Мировому океану на собственной яхте. Когда-нибудь Максим Долженко обязательно воплотит ее в реальность вместе с сыном. Сейчас Марку три года, он пока даже не догадывается о том, какое интересное и романтичное занятие у его папы. Но когда малыш чуть подрастет, Максим, как когда-то сделал его отец, откроет сыну увлекательный мир яхтенного спорта. И он уверен, что это будет любовь навсегда!
Сам себе корабел

Дмитрий Косенко, инженер OСДТУ Райчихинской ГРЭС, в детстве мечтал о кораблях и приключениях. Как и многие мальчишки, он взахлеб зачитывался произведениями Д. Дефо и Ж. Верна. Дмитрий мечту осуществил: отучился в военно-морском училище, служил на Тихоокеанском флоте. Затем морской волк осел на суше. Судьба связала его жизнь с энергетикой. Уже почти 16 лет он трудится на Райчихинской ГРЭС, но водные просторы продолжали манить.
– Как-то зимой в голову пришла идея обзавестись небольшой яхтой, – рассказывает Дмитрий Косенко. – Однако те, что имелись в продаже, не устраивали ни ценой, ни техническими характеристиками. Вот я и подумал о том, почему бы не изготовить лодку самому.
Изучив необходимую литературу, новоиспеченный судостроитель нашел проект небольшого швертбота. И уже весной закипела работа. Делать лодку Дмитрий начал в гараже. Габариты ее были подобраны так, чтобы и строить удобно было, и чтобы в ней могли разместиться три или четыре человека. Строительство швертбота длиной 3,7 м и шириной 1,6 м началось с изготовления так называемой болванки. Ее Дмитрий собирал из брусков пенопласта, детали аккуратно склеивал и шлифовал, придавая необходимую форму.
В качестве основного материала в проекте предлагалось использовать фанеру. Однако Косенко отдал предпочтение стеклопластику. В итоге с двух сторон пенопластовая болванка была покрыта стеклотканью. В результате лодка приобрела достаточную прочность и дополнительную плавучесть. Два паруса для яхты, грот и стаксель общей площадью 7 м² по эскизам Косенко сшил мастер из Екатеринбурга, с которым они познакомились в Интернете.
Яхту Дмитрий Косенко назвал «Елена». Естественно, в честь супруги, которая всячески поддерживала мужа и помогала в осуществлении давней мечты. А поддержка судостроителю была необходима немалая, поскольку это были и вечера не дома, а в гараже-мастерской, и серьезные финансовые вложения. Не каждая жена готова на такие жертвы. А когда что-то не получалось, Елена всегда находила правильные слова, чтобы подбодрить супруга. Кстати, и коллеги по работе помогали строить швертбот, за что Дмитрий им особенно признателен.
Торжественный спуск яхты на воду состоялся в конце сентября на водохранилище Райчихинской ГРЭС. Ветер был небольшой, но лодка показала неплохие ходовые качества: GPS-навигатор фиксировал скорость до 10 км/ч.
– Интересно, что к 50 годам я начал осуществлять свои детские мечты, – смеется Дмитрий Косенко. – На горные лыжи встал, освоил дайвинг, теперь у меня есть небольшая яхта. Мечтайте, друзья! На собственном опыте могу подтвердить: мечты имеют свойство сбываться!
Укрощая ветер

Начальник смены котельного цеха Комсомольской ТЭЦ-2 Алексей Батаков начал заниматься в яхт-клубе «Амур» с девяти лет. К моменту окончания школы он уже участвовал в первенстве СССР по парусному спорту в составе юношеской сборной Дальнего Востока. Свою первую фанерную и простенькую яхту Алексей вместе с друзьями построил в 16 лет. Они прошли на этой лодке весь нижний Амур – от Хабаровска до Николаевска, а также много раз участвовали в краевых регатах.
В 90-е годы городу и судостроительному заводу, поддерживавшему яхт-клуб, было не до регат: прекратилось финансирование, не стало тренера. Но Алексей не бросил любимое дело. Он работал, заочно учился, а все свободное время проводил в клубе, решив самостоятельно тренировать детей. И когда в 2001-м у него появилась новая яхта заводского изготовления, он отобрал трех ребят в свой экипаж, участвовал с ними под одним парусом в соревнованиях разного уровня. Сейчас это уже серьезные спортсмены со своими судами, призеры городских, региональных и российских регат.
Возглавив пять лет назад Федерацию парусного спорта Комсомольска-на-Амуре, Алексей Батаков делает все возможное для популяризации и развития этого вида спорта. Счет его личных побед исчисляется многими десятками. Неоднократно капитан Батаков с экипажем собственной яхты становился победителем краевых соревнований на кубок Амура, выигрывал чемпионат России на кубок Петра Великого во Владивостоке. Пожалуй, самая важная победа (теперь уже из личного счета) была завоевана им на Кубке Кореи в 2010 году, куда его, единственного россиянина, пригласила корейская сторона. В гонке яхт опен-класса, где соревновалось 14 команд из разных стран, команда под руководством яхтсмена из Комсомольска-на-Амуре заняла первое место.