Вестник РусГидро









Новое время – новые решения

Прошедший год был благоприятным для АО «Дальне­восточная распределительная сетевая компания»: удалось добиться сразу нескольких исторических результатов, а также получить ­проекты, за право реализации которых боролись не один год. Об итогах и планах, о цифро­визации и способах мини­мизировать последствия ударов стихии в интервью «Вестнику РусГидро» рассказал Генеральный ­директор АО «ДРСК» Юрий Андреенко.

Все в плюсе 

– Юрий Андреевич, каковы главные итоги работы ДРСК в 2018 году? 

– В 2018 году мы получили рекордную чистую прибыль за все время операционной деятельности ДРСК. По нашим ожиданиям, этот показатель будет на уровне 3 млрд рублей. Но что, может быть, еще важнее – нам впервые удалось добиться безубыточности всех пяти филиалов компании. В 2018 году вновь достигли 100%-ного выполнения ремонтной программы. При этом по ЛЭП она реализована на 103,6%, по трансформаторным подстанциям – на 117%. Только силовых трансформаторов мы отремонтировали более 20. ДРСК – лидер и по снижению потерь в электросетях. Этот тренд был задан несколько лет назад, и мы его поддерживаем. Производительность труда в 2018 году составила 2,6 тыс. рублей на чел./час. Это максимальный показатель среди сетевых компаний России.

– За счет чего удалось добиться увеличения прибыли? 

– Если коротко, то за счет расширения масштабов профильной деятельности, сокращения издержек и грамотного управления имеющимися средствами. Нарастить объемы ДРСК помогло участие в федеральных программах, в частности – электрификации территорий опережающего социально-экономического развития, куда пришли крупные резиденты. Например, один только ТОСЭР «Михайловский» – это новый электросетевой узел сразу в трех районах Приморья. Мы построили там две подстанции 110 кВ, две подстанции 35 кВ, 120 км линий электро­передачи. Все ввели в сроки, которые от нас ждали, еще раз подтвердив, что можем исполнять свои обязательства в срок и в полном объеме. Всего за год к нам поступило почти 17 тыс. заявок на техприсоединение, и по всем уложились в требования нормативов. Это очень хороший показатель, который позволяет нам выгодно позиционировать себя на фоне других электросетевых компаний.

И это под силу 

– Какие задачи ставите на 2019 год? На каких проектах сосредоточитесь?

– Главная задача для нас – продолжать работать прибыльно на всех территориях. Будем подключать другие ТОСЭР, появляются новые заявки. Для ТОСЭР «Николаевск» в Хабаровском крае нужно построить две подстанции 35 кВ, для «Белогорска» в Амурской области – подстанцию 110 кВ плюс к ним более 45 км ЛЭП разных классов напряжения. Кроме того, нам предстоит серьезная реконструкция подстанции «Ленинск» в Еврейской АО, которая будет обеспечивать функционирование трансграничного мостового железнодорожного перехода между Россией и Китаем. Также у нас амбициозная программа по подключению трех компрессорных станций газопровода «Сила Сибири», для обеспечения которого необходимо возвести несколько подстанций 220 кВ и 35 кВ с заходами линий.

– Как изменилась география проектов за последние годы? Что это означает для ком­пании?

– Большинство крупных проектов последних лет реализовывалось в Приморье. Это было связано с подготовкой к саммиту АТЭС, с присоединением первых ТОСЭР. Сейчас фокус смещается на проекты, связанные прежде всего с электроснабжением «Силы Сибири» и созданием новых территорий опережающего развития, то есть на север – в Якутию, Амурскую область, Хабаровский край. Там таких масштабных проектов не было никогда. Для филиалов это, конечно, серьезный вызов, но отступать нам некуда. Мы очень много усилий приложили к тому, чтобы добиться права реализовывать эти проекты. На осуществление энерго­снабжения «Силы Сибири» в регионах нашего присутствия претендовали также Россети и МРСК Сибири. Нам удалось доказать Министерству энергетики и Газпрому, что мы лучше других справимся с поставленными задачами. Теперь будем демонстрировать это на практике, в том числе используя опыт приморских энергетиков.

– Средств на инвестпроекты хватает? 

– Инвестпрограмма ДРСК в 2019 году – около 7,5 млрд рублей, это выше, чем в 2018-м. Инвестпортфель у нас сбалансирован, подтвержден тарифными источниками (порядка 2,8 млрд рублей), платой за технологическое присоединение (более 3 млрд рублей) и возвратом НДС (1,2 млрд рублей). Так что финансами наши планы подкреплены.

– Как выстраивается взаимодействие с регио­нами?

– За 12 лет деятельности ДРСК мы успели поработать уже с полутора десятками ­губернаторов. Результат там, где есть заинтересованность в развитии экономики территории. Например, в Приморском филиале у нас самое неудовле­творительное состояние оборудования, самые неблагоприятные климатические условия, самое сложное прохождение линий из-за существующего рельефа и при этом самый низкий тариф. Мы надеемся, что с приходом нового руководства региона ситуация хотя бы отчасти изменится. 

Внешние условия сдерживания тарифа для всех регионов равны: заморозка в 2014 году, проблемы с последней милей, расширение льгот для технологического присоединения потребителей, тарифы по принципу «инфляция минус» и т. д. Но когда у губернатора есть  понимание, что инвестор зайдет на территорию только в том случае, если есть инфраструктура, тогда появляются решения и регион получает толчок к развитию, для людей создаются новые рабочие места, бюджет получает дополнительные налоги.

Про борьбу со стихией

– Может ли компания снизить зависимость от капризов природы? 

– От ударов стихии никуда не денешься, поэтому остается постоянно оптимизировать процесс реагирования на них. На 2018 год мы поставили перед собой цель: сократить так называемое время простоя потребителя до 1 часа 31 минуты. И нам этого удалось добиться, сработали даже чуть лучше. В IV квартале 2018 года снизили этот показатель на 21 минуту по сравнению с аналогичным периодом 2017 года – это в разгар отопительного сезона и при том, что в климатическом отношении 2018 год был сложнее предыдущего.

– Что помогает ускорить восстановительные работы? 

– Мы постоянно обновляем технику, которая становится все более надежной, занимаемся обучением и повышением готовности оперативных бригад, стараемся грамотно предусматривать аварийный запас, постепенно ­реконструируем наиболее сложные участки ЛЭП. К примеру, не так давно заменили ВЛ 110 кВ Николаевск-на-­Амуре – Многовершинный в Хабаровском крае. Линия проходит по горам вдоль побережья ­Охотского моря, там экстремальные ветровые и гололедные ­нагрузки. Мы заменили обычный провод на специальный (с Z-образным повивом), который препятствует гололедообразо­ванию. Для повышения надежности мы также ­неустанно ведем работу по приведению к нормативному состоянию просек. В том числе с ­помощью мульчеров – машин, которые перерабатывают деревья в щепу и подрезают корни, замедляя рост новых растений в ­дальнейшем. Раньше этой работой занимались ­подрядчики, теперь мы на этом экономим. Занимаемся и апробированием новых технологий: идет экспери­ментальная эксплуатация новых опор из компо­зитных материалов, которые имеют ряд экономических и эксплуатационных преимуществ.

Вперед и с «цифрой»

– Затронул ли компанию тренд на цифровизацию? 

– Для нас эта тема не нова, мы давно погружены в «цифру». Все процессы в компании в той или иной степени автоматизированы. В компании уже давно работают подстанции с применением локальных цифровых решений. При реконструкции и строительстве объектов всегда закладываем типы оборудования (телемеханика, цифровые преобразователи, коммутаторы, элементы противоаварийной автоматики) с поддержкой интерфейсов на базе самых современных стандартов.

– Компания предлагает потребителям онлайн-сервисы?

– Любой желающий может онлайн подать заявку на техприсоединение. Есть возможность использования интерактивной геоинформационной карты. Сейчас мы приступили к внедрению нового онлайн-сервиса, который позволит потребителям, не выходя из дома, подавать заявки на замену счетчика. Сами новые приборы учета, к слову, – это тоже элемент цифровизации. Они автоматически собирают информацию о потреб­лении электроэнергии и передают ее нам.

– Цифровизация требует от людей новых знаний и компетенций. Как у ДРСК выстроено взаимодействие с вузами, привлечение молодых специалистов? 

– Новое время действительно требует нового уровня подготовки, прежде всего инженерного состава. Нужны представители профессий, которых раньше просто не существовало. При этом самая образованная и компетентная часть молодежи, увы, продолжает уезжать с Дальнего Востока. Но мы боремся за молодежь. Согласовываем программы обучения для вузов и сами их разрабатываем, потому что лучше всех понимаем, что нам требуется в производстве. Организуем прохождение стажировок, проводим конкурсы на лучшие курсовые и научные работы. Некоторые наши сотрудники имеют научную степень и преподают. Если говорить о конкретных цифрах, то ситуация такая: за 2018 год на наших предприятиях прошли практику примерно 400 студентов, и только 27 из них мы смогли взять на работу.

Не только работа

– Работники ДРСК показывают высокие результаты на всех спортивных соревнованиях. В чем секрет? Что дает спорт сотрудникам? 

– Наши подразделения, участки разбросаны по пяти огромным регионам, поэтому самое главное, что дает спорт, – это сплоченность коллектива. Кроме того, спорт учит работать в команде. Во всех состязаниях у нас обязательно участвуют руководители, и потом им вместе с подчиненными легче решать производственные задачи. Плюс они подают личный пример, напоминая о важности здорового образа жизни в компании. Сам я тоже, конечно, занимаюсь спортом, стараюсь быть примером для коллектива. 

– В чем еще, кроме спорта, черпаете силы? 

– Не скажу ничего нового, главное – это надежный тыл: жена, дети, которых у меня семеро.

– Семеро? Детей?

– Да, семеро, хотя они уже взрослые, поэтому сейчас я больше переключился на внуков. Их на данный момент 12. Общение с маленькими детьми дает огромный прилив сил, ты отключаешься от всех проблем, погружаешься в состояние умиротворения и радости. Настоящий релакс. Ну, еще два раза в год езжу на рыбалку в Приморье, на российское море, которое называется Японское.

– Каков последний улов? 

– В последний раз вдвоем с зятем поймали за один выход в море 18 особей трески. Каждая килограмма по 4–5. Вот и считайте.

Справка

Родился: 20 сентября 1959 г. в Брянске.

Учился: Дальневосточный политехнический институт (1981); Академия народного хозяйства при Правительстве РФ, программа «Ме­неджмент в энергетике» (2004).

Работал: начинал начальником смены цеха Благовещенской ТЭЦ. В 2001 г. возглавил ОАО «Амурэнерго». С 2005 г. – Генеральный директор АО «ДРСК».
Кстати

ДРСК – это: 
58 111 км электрических сетей 
709 подстанций 

5 филиалов: 
Амурские электрические сети 
Приморские электрические сети 
Хабаровские электрические сети 
Электрические сети Еврейской автономной области
Южно-Якутские электрические сети