Фамилия Хáренко на Каскаде Кубанских ГЭС известна всем. Еще бы, семь представителей этой трудовой династии работают на предприятии. Самый старший из них – начальник Куршавской группы ГЭС Владимир Филимонович, герой этого репортажа. Корреспондент «Вестника» решил узнать, как проходит рабочий день человека, под началом которого не одна, а три станции.
ГЭС-2 Каскада Кубанских ГЭС.
До работы рукой подать
Вот уже более 40 лет Владимир Филимонович встает в 05:00. Делает зарядку, завтракает и идет на работу. Спешить некуда: путь занимает всего 5 минут. Поселок гидроэнергетиков Ударный невелик, и расстояния здесь измеряются от «рукой подать» до «придется прогуляться минут 10». Родители Харенко переехали в Ударный из Казахстана в 1974 году, а Владимир Филимонович – в декабре 1976-го. В то время его отец и дядя трудились на каскаде.
07:00 Харенко начинает рабочий день с обзвона начальников смен всех трех станций. Заслушивает доклады, принимает сведения о водных режимах, погоде и все тщательно записывает в ежедневник.
– Этот ежедневник веду с 2014 года, до него другие были, – поясняет Владимир Филимонович. – Все записываю. Это очень удобно. В любой момент можно посмотреть все данные по расходам: в какой день какая вода была, как протянем до паводка…
Пообщавшись с персоналом, Харенко докладывает обстановку и планы на день директору филиала и главному инженеру. Затем звонит в транспортный цех – готовы ли машины к работе. А дальше к начальнику сплошным потоком идут люди. И все это происходит на ГЭС, в маленьком кабинете мастеров, хотя собственный кабинет руководителя располагается в здании управления Куршавской группы. «Филимоновича там никогда не застать! – говорят коллеги. – Он у нас «некабинетный» руководитель».
Планы меняет погода
09:00 На сегодня Владимир Филимонович запланировал осмотр линий электропередачи, поэтому в автотранспортном цехе заказали вышку. Но планы резко меняются вместе с погодой: сильнейшая метель, застигшая корреспондента по пути из Невинномысска в Ударный, уже добралась до поселка. Порывы ветра достигают 17 м/с, а значит, вышкой пользоваться нельзя. Поэтому отправляемся на ГЭС‑1 и ГАЭС.
– Все свои объекты посещаю трижды в неделю, – говорит начальник Куршавской группы. – Сегодня будем контролировать, как подрядчики устанавливают затворы на шлюзе-регуляторе ГЭС-1, а на ГАЭС – состояние подъездных путей и ход текущего ремонта обратимого агрегата.
Все ремонты Владимир Филимонович контролирует лично. Вот сейчас доволен тем, как продвигаются работы.
Внимание к деталям
13:00 Метель усиливается. Владимир Филимонович вместе с представителем «Гидроремонта-ВКК» выезжает на плотину Кубанского водохранилища. Нужно проверить состояние подъездных путей к ней от трассы. По дороге непредвиденная остановка: замечают автомобиль в кювете, помогают вытащить. Освободив машину из снежного плена, двигаются дальше. Скорость при такой погоде невелика: 38 км преодолевают за 40 минут. Обнаруживается, что дорога от трассы к плотине в переметах, подъездной путь не расчистили. И хотя эта территория не подведомственна каскаду, за расчистку возьмутся специалисты «Гидроремонта-ВКК», чтобы машины охраны могли беспрепятственно добираться до объекта.
14:30 Сначала Владимир Филимонович осматривает водоприемник ГАЭС и холостой водосброс, затем отправляется на саму станцию, где идет текущий ремонт шестого обратимого агрегата. Контролирует работу бригад электриков и турбинистов. Удовлетворенно кивает головой: все хорошо, уже в пятницу машина встанет в строй.
Ровно через час выезжает на ГЭС-1 и сразу отправляется на шлюз-регулятор № 2.
– В начале февраля выводим рабочий затвор в капитальный ремонт, – поясняет Харенко. – Для этого необходимо установить ремонтный затвор со стороны верхнего бьефа. Сейчас холодно, в пазах лед, что могло очень осложнить операцию. К счастью, удалось продавить лед затворами, так что не придется заказывать водовозку с Невинномысской ГРЭС, чтобы везла горячую воду – отливать пазы. Все, пора возвращаться!
«Поезжайте, я еще поработаю»
16:05 Такими словами провожает корреспондента начальник Куршавской группы. А сам, наконец, заходит в свой кабинет, включает компьютер и погружается, по его собственному выражению, в «сидячую работу» – куда ж от нее деваться?!
– Ну и как впечатления? – интересуются коллеги.
– Весь день на ногах, ни секунды на месте не сидели!
– А как же вы хотели? Наш Филимонович просто вечный двигатель, нелегко за ним угнаться…
По дороге в Невинномысск вновь и вновь вспоминаются события этого яркого и насыщенного дня. И наконец, приходит понимание того, почему Владимир Филимонович так часто употребляет слово «повезло». Он действительно счастливчик. Любимая работа, крепкая семья, отличная команда, великолепные наставники и учителя. Что еще нужно для счастья?
Начальник Куршавской группы собственному кабинету предпочитает тесное помещение мастеров на ГЭС-1. Здесь он всегда в гуще событий.