Из дембельского альбома

23 Февраля давно уже стало просто мужским праздником, но прежде всего, конечно, в этот день поздравляют тех, кто имел отношение к службе в Вооруженных силах, а таких в РусГидро немало. Сегодня некоторые из них вспоминают о том, чему их научила армия и почему служба – это не только полезно, интересно, порой изнурительно и тяжело, но иногда и весело.

Полет танкиста

Водитель Быченков.jpg

Роман Быченков, водитель Южно-Якутского филиала ДРСК
Род войск: танковые войска
Годы службы: 1988–1990

Однажды нам с товарищами захотелось сладкого (в армии ведь максимум пару кусков сахара к чаю выдают), и мы всей ротой решили снарядить «гонца» в магазин. Но как? Через КПП можно было пройти, только предъявив пропуск и в сопровождении офицера. Тогда мы нашли в каптерке офицерскую плащ-палатку и фуражку, надели все это на сослуживца, моего нынешнего коллегу Александра Туранова, и отправили его в город. До магазина он добежал удачно, купил всякой вкуснятины – сгущенку, пряники, конфеты! Взял столько, сколько смог унести. И вот идет счастливый обратно, а навстречу патруль. Смотрим, бежит Саша со всех ног и перепрыгивает через забор, наверху которого, на минуточку, битое стекло, чтобы не перелезали. Но он буквально взмыл в небо и перелетел так, что приземлился без единой царапины. Мало того, не растерял того, что купил в магазине.

Армия многому учит, но прежде всего – ценить то, что у тебя есть, а еще выдержке, терпению и трудолюбию, что, безусловно, помогает мне в работе.

Ориентировались по треску

Скращук 1 001.jpg

Владимир Скращук, менеджер отдела по стратегическим коммуникациям и связям с общественностью Богучанской ГЭС
Род войск: артиллерия
Годы службы: 1995–1997

В сентябре 1996 года у нас был полевой выход. И вот надо возвращаться обратно, а у машины, старшим которой я был, ГАЗика‑66 (в народе «шишига»), разом лопнул в нескольких местах радиатор и вышла из строя проводка на фары. Колонна отправилась в полевой лагерь, а мы с водителем, для которого это был первый выход после призыва, остались одни в пустой забайкальской степи: ни дорог, ни населенных пунктов, ничего. С радиатором разобрались относительно быстро с помощью горчицы: засыпали порошок, долили воды, горчица разбухла, заклеила дыры – и все, можно ехать. Проблему с отсутствием фар (а уже наступила ночь) помог решить прибор ночного видения. Но вопрос: куда ехать? Никаких ориентиров нет. Сначала направились прямо по степи до двух приметных сопок, а потом стали ориентироваться… на слух. В лагере работал бензиновый генератор, на его треск мы и ехали, время от времени останавливаясь и выключая собственный двигатель. Так что утром уже были готовы к маршу вместе со всеми.

Того, что тебе дала армия, всегда достаточно для решения любой боевой или учебной задачи. Просто умей воспользоваться.

Пчела проучила

Сахалин_Круглов АВ.jpg

Артур Круглов, замначальника цеха ТАИ Сахалинской ГРЭС Сахалинэнерго
Род войск: мотострелковые войска
Годы службы: 1986–1988

Разные ребята служили в нашем полку. Кто-то был с хорошей физической подготовкой, терпеливым и выносливым. Но хватало и таких, которые всеми способами пытались облегчить себе «тяготы и лишения». Однажды мы совершали марш-бросок в противогазах (кто с этим знаком, знает, как это сложно), и один парнишка решил отцепить соединительную трубку от фильтрующей коробки, чтобы не так тяжело было бежать. Еще хвастался всем, какой он умный, но расплата не заставила себя долго ждать. Когда он бежал мимо пасеки, в трубку случайно залетела пчела… Еле-еле стянули противогаз с опухшего лица. Командир тогда назидательно заметил, что хорошо, что это было насекомое, а не ядовитый газ.

Служба в армии научила отделять главное от второстепенного, выдержке, терпению, умению работать в команде, преодолевать трудности, еще больше ценить тепло родного очага, близких людей.

Лучший сварщик

ККГЭС_Селин_Монголия 1983.jpg

Валерий Селин, инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Каскада Кубанских ГЭС
Род войск: военно-строительные, дорожно-​строительные, железнодорожные
Годы службы: 1978–2003 (кадровый офицер)

Во время службы в Краснознаменном Туркестанском военном округе решил подобрать себе солдат из молодого пополнения, имеющих дефицитные специальности. В частности, нужен был сварщик. И вот новобранцы, в основном уроженцы Средней Азии, построились, спрашиваю, кто имеет соответствующую специальность или опыт работы по ней. Один поднимает руку и говорит, что лучшего сварщика, чем он, мне не найти. Я обрадовался, спрашиваю, что он может варить? И он мне с гордостью отвечает: лагман, шурпу, плов, чучвару, короче говоря, полный набор азиатской кухни. Потом эта история ходила по батальону уже как байка!

Служба в армии научила быстро разбираться в людях, кто на что способен, и настойчивости в достижении поставленной цели.

Хитрость не прошла

Смирнов И.А (2).jpg

Игорь Смирнов, заместитель директора филиала АО «ДРСК» «Электрические сети ЕАО» по обеспечению управленческой деятельности
Род войск: железнодорожные войска
Годы службы: 1977–1981 (военная кафедра)

В 1980 году нас направили на военные сборы на БАМ. Меня выбрали командиром взвода. Утро, командир роты, кадровый офицер, дает вводную: перекатить из тупика метров на 100 платформу с щебнем и разгрузить ее. Мы с однокашниками решили схитрить, накинулись на платформу целым взводом, 30 человек, а она ни с места. Все потому, что большая часть курсантов держала ее вместо того, чтобы толкать. В какой-то момент офицеру надоело наблюдать как мы мучаемся, он отогнал нас в сторону, поставил трех (!) солдат-срочников, которые спокойно передвинули платформу. А разгружать ее все-таки пришлось нам.

Армия научила работать в команде.

Через тернии в отпуск

Чувашов СМ.jpg

Сергей Чувашов, начальник службы релейной защиты, автоматики и метрологии Бурейской ГЭС
Род войск: связь
Годы службы: 1986–1988

На 7 ноября, к празднику, меня наградили отпуском. Потом, как это часто бывает, что-то пошло не так: то документы не успели подготовить, то начальство запоздало. Словом, «Поезжай!» мне сказали 29 декабря. Наша часть стояла в 40 км от Улан-Удэ, я ноги в руки, запрыгнул в последний автобус – и на аэродром! А лететь мне больше, чем за тысячу верст, в Бодайбо, никаких других вариантов, кроме как самолетом, добраться нет. Билетов, конечно, тоже. Тут объявляют свободные места до Усть-Кута, вроде поближе к дому. Прилетаю туда 30-го, на улице –43 °C, в шинельке и сапогах мерзну, как пес. В справочной говорят: Бодайбо уже четыре дня не принимает. Всерьез замаячила перспектива встретить Новый год в холодном аэропорту. И тут, о чудо, самолет оттуда, значит, и обратный рейс должен быть. Но как на него попасть? Мест нет. Просочился на взлетную полосу, меня завернула милиция, хорошо, никуда не отправили. Вторую попытку предпринял, когда на посадку пошли транзитники, на борт попал, но, конечно, оказался там лишним. Меня попытались высадить, но я уперся и ни в какую. Тем более что свободные места в салоне были заняты почтовой корреспонденцией. Тут пассажиры начали за меня заступаться: «Возьмем солдатика, возьмем!» Ушел экипаж в кабину, посовещался, вышла стюардесса и оторвала корешок моего билета, тут я выдохнул: «Теперь уже почти дома!»

Армия научила меня спокойному отношению ко всему происходящему.

Лето зимой

File0110.jpg

Вячеслав Евтушенко, электромонтер диспетчерского оборудования и телеавтоматики Волжской ГЭС
Род войск: ВВС
Годы службы: 2004–2005

Наш городок в Ленинградской области посреди зимы решил посетить какой-то генерал, а все вокруг замело по самые уши. Конечно, поступила команда очистить территорию от снега и льда полностью! А это огромные пространства. Вишенка на торте – музей под открытым небом с самолетами, ракетными установками и прочей техникой. Так вот, солдаты неделю, с 6 утра до 11 вечера, откапывали все это, очищали дороги до асфальта, выносили горы снега и льда вглубь леса на плащ-палатках. А генерал… А что генерал? Приехал и уехал. И вряд ли даже догадывался, каких усилий потребовало «переодевание» территории части в «летнюю форму одежды».

В армии учат дисциплине, порядку и чтобы, как в сказке, мог «пойти туда, не знаю куда, и принести то, не знаю, что».