САЦ уполномочен заявить

Руководитель Ситуационно-аналитического центра РусГидро Руслан Магадеев – об актуальных вызовах и дальнейшем развитии.

Мы сталкиваемся с упоминаниями о САЦ в самых разных ситуациях. Не могли бы вы перечислить все функции САЦ РусГидро?

– Во-первых, САЦ – это агрегатор оперативной информации о работе всех энергообъектов РусГидро, анализ которой позволяет принимать решения, направленные на повышение эффективности производственных процессов. Во-вторых, одной из ключевых наших задач является координация совместной работы филиалов, подконтрольных организаций, служб и структурных подразделений исполнительного аппарата в области предотвращения и ликвидации последствий аварий, а также формирование единых принципов проведения аварийно-восстановительных работ. Мы ведем методологическую работу с оперативным персоналом, ликвидирующим аварии и нештатные ситуации, – проводим тренировки с отработкой моделей реальных аварий и технологических нарушений.

Стоит также сказать, что САЦ всегда на передовой всех масштабных кризисных ситуаций, затрагивающих деятельность всей вертикали Группы РусГидро. Это могут быть массовые отключения потребителей из-за опасных метео­рологических явлений, чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера и даже актуальная сейчас пандемия корона­вируса.

Свои нюансы в архитектуру взаимодействия вносит также фактор того, что в зону ответственности САЦ помимо «своих» объектов входят «обратные концы» ВЛ от ПС и электростанций Группы РусГидро. Поэтому во внешнем контуре САЦ обеспечивает информационное взаимодействие со смежными субъектами энергетики: Россетями, Росэнергоатомом, а также с Системным оператором и федеральными министерствами – Минэнерго России и МЧС России. Например, при восстановлении нормального режима Бурейского гидроузла дополнительно было организовано информационное взаимодействие с Министерством обороны РФ.

– Введен в эксплуатацию обновленный САЦ. В чем его особенности и отличается ли центр от подобных структур в других компаниях отрасли?

– Принципиально задачи таких центров у компаний в отрасли одинаковые. Но стоит учитывать специфику и уникальность структуры Группы РусГидро: у нас есть ГЭС и ГАЭС, электрические и тепловые сети, тепловые электростанции, объекты солнечной и ветровой генерации, дизельные и газотурбинные электростанции, то есть охвачен практически весь спектр объектов энергетики, за исключением атомных электростанций.

Кроме того, важна и география. САЦ функционирует в круглосуточном режиме, и нагрузка на оперативного дежурного в ночные часы (когда в Москве рабочий день закончен, а на Дальнем Востоке еще глубокая ночь) только увеличивается в связи с тем, что наибольшее число аварийных ситуаций происходит в энергосистемах Дальневосточного федерального округа.

Также САЦ является полигоном для опробования современных инноваций в области ситуационного управления. Оптимальные технические решения после обкатки нами тиражируются в ПО и филиалах. Здесь совместно с Департаментом информационных технологий ведется работа по модернизации диспетчерских центров и центров управления сетями – как в плане выстраивания оптимальных структур управления нашими объектами, так и в плане технологического оснащения (организация каналов связи до объектов управления, повышение наблюдаемости, модернизация систем отображения технологической информации и т. д.).

– Как определяется значимость кризисной ситуации? Кто решает, что без специалистов САЦ в том или ином случае не обойтись?

– Оценить масштабы аварий и происшествий призван единый для всей компании регламент обмена оперативной информацией, в нем прописаны количественные критерии оценки их значимости. В зависимости от объемов повреждений и последствий для потребителей мы понимаем, какие ресурсы необходимо задействовать. Задача САЦ – сделать так, чтобы руководство компании получало актуальную информацию о текущей ситуации и прогноз ее развития, рекомендации к действиям.

– Как происходит прогнозирование развития нештатной ситуации и как это помогает в решении проблемы?

– Простой пример: на линии электропередачи упала опора, обесточены потребители. Зная, где находится запасная опора, какая нужна спецтехника и сколько людей для демонтажа старой и установки новой опоры, время сбора и подъезда аварийно-восстановительной бригады (а вся эта информация у нас есть), мы прогнозируем время, за которое восстановят электроснабжение, допустим, 12 часов.

В условиях зимы это непростительно долго. Тогда принимается решение об отправке к потребителю резервного источника электроснабжения и параллельно привлекаются до­полнительные силы и средства для проведения АВР. В масштабах массовых отключений ЛЭП, когда запасных опор и резервных источников электроснабжения уже на всех не хватает, сложность вопроса кратно увеличивается: приходится решать задачи исходя из обстановки, социальной значимости обесточенных объектов, количества населения и других факторов.

– Недавно вы были отмечены Минэнерго за личный вклад в обеспечение устойчивости и непрерывности производственных процессов во время пандемии. Можно ли уже подвести итоги, оценить, какие меры помогли снизить угрозу?

– Положительная оценка – это заслуга всего коллектива. В соответствии с решением руководства компании, САЦ является единым информационным центром оперативного штаба компании по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Главная задача блока производственной деятельности – сохранить управление объектами, максимально обезопасить технологический и особенно оперативный персонал. За время пандемии ни на минуту не была допущена потеря управляемости энергообъектами, а значит, все было сделано правильно. Отдельно хочу отметить постоянную помощь, оказываемую нам внутри компании, в первую очередь Департаментом эксплуатации и Департаментом организации производственной деятельности объектов энергетики ДФО. Что касается подведения итогов, считаю, что делать это рано – пандемия еще не отступила.

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы работать в САЦ? И что является самым важным в работе центра?

– Это должны быть люди, способные принимать взвешенные решения в условиях дефицита времени. Кроме того, специфика производственной деятельности РусГидро требует от персонала САЦ очень серьезной теоретической подготовки по всем направлениям электроэнергетики. В ситуационном управлении трудятся специалисты с опытом работы на гидро- и теплостанциях, в электросетевом комплексе и структурах Системного оператора, но универсального опыта, конечно, нет ни у кого – здесь нам постоянно приходится развиваться, совершенствоваться и перенимать положительный опыт у коллег.

На первом месте в личных качествах – стрессоустойчивость, способность работать с большим массивом данных, способность и желание к самообразованию. Умение работать в коллективе также оказывает существенную помощь, так как все знать не может никто, но когда рядом коллеги из производственного блока, коллективный разум – серьезное подспорье.

Самыми важными показателями в работе САЦ являются объективность, достоверность и скорость предоставления информации, готовность решать задачи в режиме 24/7/365.

– Какие планы у САЦ на 2021 год и среднесрочную перспективу?

– Новые задачи, изменяющиеся обстоятельства возникновения ЧС и стремление к совершенствованию своей деятельности – это то, что обуславливает развитие САЦ. Мы будем расти в технологическом плане, будем улучшать методологическую и нормативно-правовую базу в сфере ликвидации аварий и ЧС – здесь нам предстоит большой объем работы совместно с Минэнерго.

Одной из важнейших задач текущего года станет утверждение единой Концепции развития диспетчерских центров и центров управления сетями Группы РусГидро. В этом документе мы постарались учесть опыт как коллег из электросетевого комплекса, так и коллег из Системного оператора.

И конечно, следуя современным трендам и владея внушительной информационной базой, мы будем наращивать аналитический функционал – для повышения эффективности принимаемых решений.

Справка

Родился: в 1977 году в городе Кустанае.

Образование: Магнитогорский государственный технический университет, специальность «электро­снабжение промышленных предприятий».

Карьера: трудовую деятельность начал в 1999 году электромонтером на Магнитогорском металлургическом комбинате. Далее работал на разных должностях в электроэнергетике: на Ижевской ТЭЦ-1, в Центральной диспетчерской службе ОАО «Удмуртэнерго», МРСК Центра и Северного Кавказа, АО «СО ЕЭС». В 2011–2018 годах занимал руководящие должности в ОАО «Холдинг МРСК» (ныне ПАО «Россети»): начальник Департамента оперативно-технологического управления, заместитель директора Ситуационно-аналитического центра, заместитель главного инженера.

С 2018 года по настоящее время руководит САЦ РусГидро.

Награжден: корпоративными и отраслевыми наградами.