Энергосистема Магаданской области – изолированная. При серьезной аварии или выходе из строя значимого оборудования помочь жителям региона некому, поскольку нет связей с другими энергосистемами. И эта особенность делает работу колымских диспетчеров без преувеличения ювелирной. Наш корреспондент убедился в этом, проведя один рабочий день с главным диспетчером ПАО «Магаданэнерго» Виктором Ковалем.
СОВЕЩАНИЕ – ПЛАНЕРКА –СОВЕЩАНИЕ
Виктор Николаевич Коваль возглавляет центральную диспетчерскую службу, «мозговой центр» управления всей энергосистемой Магаданской области и энергообъектами Чукотки, уже 14 лет.8:20 Рабочий день начинается традиционно – с оперативного совещания на центральном диспетчерском пункте. Здесь присутствует не только дежурная смена диспетчеров, но и главный инженер «Магаданэнерго» и его заместители.
– Докладываю оперативную обстановку, – говорит дежурный диспетчер. – Сегодня в 7:13 утра произошло отключение линии ВЛ 110 кВ Ягодное – Утиная в Ягоднинском районе с прекращением электроснабжения поселков Берзина, Сеймчан и Верхний Сеймчан. После выполнения оперативных переключений потребители были включены в 7:40. Был отключен поврежденный участок ВЛ 110 кВ Таскан – Утиная. Организовывается выезд бригады линейщиков «Восточных электрических сетей» для поиска и устранения повреждения.
После доклада дежурного Виктор Коваль сообщает главному инженеру, какие действия были оперативно предприняты. И хотя жители района не пострадали, энергетикам есть что обсудить: какие перетоки пустить по резервным линиям, какие меры принять для повышения надежности электроснабжения.
– Безаварийной работы! – желает Коваль коллегам, а сам уже спешит на планерку к генеральному директору «Магаданэнерго». Здесь разбирают экстренные случаи, но чаще всего (и сегодня не исключение) обсуждают текущие вопросы.
– Основное свойство любой энергосистемы – баланс потребляемой и вырабатываемой мощности, который нужно контролировать ежеминутно, – поясняет Виктор Николаевич. – Даже при небольшом росте энергопотребления это отклонение должно быть немедленно компенсировано загрузкой работающих генераторов для того, чтобы сохранить баланс.
ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ
10:15 В подчинении у главного диспетчера две службы – электрических режимов и диспетчерская. После утренней планерки у гендиректора он идет на экспресс-совещание со своими службами, где получает от подчиненных ежедневный анализ работы энергосистемы за прошедшие сутки, вместе они решают текущие вопросы.Наконец Виктор Николаевич возвращается на свое рабочее место. Оно напоминает пульт в центре управления полетами: диспетчерский щит и компьютер со специальными программами, контролирующими параметры работы энергосистемы, телефон с прямыми каналами связи со всеми объектами энергетики в области и несколько справочников. На столе – сводки, отчеты, приказы, стопка профессиональных журналов: «Оперативное управление в электроэнергетике», «Энергетик», а также местные газеты. А еще в кабинете Коваля всегда работает радио, чтобы быть в курсе последних новостей.
Важная часть работы главного диспетчера – рассмотрение заявок от электростанций и электрических сетей на вывод оборудования в ремонт. 11:30 Главный диспетчер вновь отправляется на совещание. В этот раз – с Объединенным диспетчерским управлением энергосистемами Востока. Еженедельно главные инженеры или диспетчеры докладывают оперативную обстановку по своим регионам.
– «Магаданэнерго», – включается Коваль. – По происшествиям. Произошло отключение линии ВЛ-110 Ягодное – Утиная из-за повреждения на участке ВЛ Таскан – Утиная. Линия обеспечивает энергоснабжение района с численностью 2,5 тысячи человек. Время отключения – 27 минут. Прогноз погоды в регионе: температурный режим – от –20 ºС в Магаданской области до –45 ºС в Оймяконском улусе Якутии. Штормового предупреждения нет.
ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ
13:30 После обеда Виктор Николаевич рассматривает заявки от предприятий «Магаданэнерго« и Чукотки на разрешение вывода оборудования в ремонт.– Без диспетчерской службы электростанция не сможет принять решение остановить генератор, а сети – вывести в ремонт ЛЭП, – говорит Коваль. – Нужно сначала спрогнозировать и отрегулировать распределение нагрузки по сетям, рассчитать режимы.
На компьютере главного диспетчера установлен программный комплекс автоматизированной системы управления ремонтами энергетического оборудования (АСУРЭО), который помогает создавать, согласовывать, просматривать диспетчерские заявки на вывод в ремонт ЛЭП и энергетического оборудования. Две заявки Коваль подписывает сразу: вывод двух линий 35 кВ не окажет никакого влияния ни на потребителей, ни на энергосистему в целом. Но третья заявка нуждается в подробном рассмотрении и требует консультации со службой релейной защиты, электроавтоматики и метрологии. Специалисты непрерывно контролируют состояние всех элементов электроэнергетической системы и реагируют на возникновение повреждений и ненормальных режимов работы. Возможно, придется скорректировать график ремонтных работ.
– Работа главного диспетчера похожа на шахматную партию, – подбирает меткое сравнение Виктор Николаевич. – Первые ходы, дебют стандартны, типичны, а уже эндшпиль мы должны тонко и точно рассчитать, чтобы выиграть. А значит – не подставить под удар потребителя и всю область.
Действительно, чтобы возглавлять такую службу, нужно обладать «шахматным» умом. Недаром учитель и наставник Коваля, главный диспетчер «Магаданэнерго» в 1970–1980-х годах Александр Сычев был одним из лучших шахматистов Магаданской области.
Виктор Коваль перед схемой электроснабжения Магаданской области.
ПОГОДА – В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
15:30 Сегодня пятница, а значит, нужно особенно внимательно отнестись к прогнозу погоды на выходные. Главному диспетчеру регулярно приходит не только информация о происшествиях и малейших изменениях в напряжении на линиях и подстанциях, но и оперативные сводки от Колымского управления гидрометеослужбы и МЧС. Оказывается, в ближайшие два дня прогнозируют метель в Ольском районе, где расположены ЛЭП и подстанции в зоне ответственности «Магаданэнерго».– В таких случаях мы сверяемся с таблицей критериев, – говорит Виктор Николаевич. – По нашим расчетам, предполагаемая метель с силой ветра 16 метров в секунду не окажет влияния на безопасность оборудования. Отключений по вине ветра (из-за схлестывания проводов, падения опоры и прочего) не должно произойти. Если сила ветра была бы 21 и более метров в секунду, диспетчерское управление могло бы ввести режим повышенной готовности. Также были бы отменены все плановые работы на линиях. В таких случаях накануне выходных и в праздники создаются дежурные бригады, готовится резервное оборудование. И каждые три часа дежурные диспетчеры докладывают в информационно-аналитический центр оперативную обстановку о состоянии энергообъектов на территории области.
16:00 Наконец Коваль подключается к еще одному проекту, требующему пристального внимания. Это подготовка годового баланса для утверждения энерготарифов на 2018 год. Работу ведет служба электрических режимов совместно с департаментом экономики «Магаданэнерго». Уже в апреле документ будет направлен в правительство Магаданской области. Сложность его подготовки состоит в том, что необходимо тщательно проанализировать электропотребление и другие составляющие за предыдущие годы по месяцам.
17:50 Рабочий день подходит к концу, и Виктор Николаевич отправляется в гости к ветерану «Магаданэнерго», своему наставнику и бывшему руководителю Анатолию Гущину. Этот человек – просто кладезь уникальных знаний.
– Опыт профессионала играет важную роль, несмотря на прогресс и модернизацию, – уверен Коваль. – Ведь главное в энергетике – все‑таки специалисты, способные стратегически мыслить. Чтобы наши шахматные партии всегда были выигрышными.
Центральная диспетчерская служба и служба электрических режимов прогнозируют уровень потребления и планируют объемы генерации, задают графики нагрузок работы электрических станций: Магаданской ТЭЦ, Аркагалинской ГРЭС (входят в ПАО «Магаданэнерго»), Колымской (ПАО «Колымаэнерго») и Усть-Среднеканской ГЭС (АО «Усть-Среднеканская ГЭС»), определяют нормальные и ремонтные режимы работы энергосистемы. Все проекты по реконструкции энергообъектов и техническому присоединению новых потребителей также согласовываются со службой и непосредственно с главным диспетчером.
Кроме того, диспетчерская служба «Магаданэнерго» рассматривает заявки на вывод в ремонт оборудования Билибинской АЭС (Чукотка) и электрических станций АО «Чукотэнерго» (Чукотская ТЭЦ, Анадырская ТЭЦ, Эгвекинотская ГРЭС).