Есть такая профессия – снег на Колыме измерять. Условия работы суровые: в тайге, практически без связи с внешним миром, зимой – в 30-градусный мороз и шквалистый ветер. «Вестник РусГидро» поговорил со снегомерами, которые только вернулись из одной такой экспедиции, и узнал, зачем это все нужно.
Если завтра в поход
Виктор Максименко, начальник гидрометеослужбы Колымской ГЭС, готовится к экспедиции загодя. Теплая непродуваемая и непромокаемая одежда, утепленная обувь, утепленный спальный мешок, нож, спички, сухое горючее, фонарик, тушенка, сало, хлеб, картошка – только самое необходимое, ничего лишнего. В такие вылазки Виктор Васильевич отправляется дважды в год вот уже 18 лет. Именно он когда-то стал инициатором проведения подобных экспедиций. Существовавшая с советских времен метеослужба к началу нулевых окончательно развалилась, а для станций прогноз масштабов половодья – вопрос жизнеспособности. «Когда все начиналось, – вспоминает Максименко, – маршрутов было более 30, а экспедиция занимала больше 10 дней. Но с годами, в результате анализа измерений, стало понятно, что можно обойтись меньшим количеством маршрутов. Сейчас их 23, а время похода сократилось вдвое – до 5–7 суток».Попасть в точку
Экспедиции традиционно проводятся в третьей декаде февраля и в первой декаде апреля. По результатам первой определяются запасы воды в снежном покрове и составляется предварительный прогноз объема притока весеннего половодья, по результатам второй – цифры уточняются. Чтобы получить сопоставимые данные для исследования, замеры необходимо проводить все время в одних и тех же местах. При этом найти контрольные точки бывает проблематично. «Половина маршрутов проходит в условиях горно-таежной местности, – рассказывает Виктор Максименко. – Когда-то там были метеостанции, поселки, жили люди. Но они давно покинули эти места, и теперь там глухая тайга. Только направление от когда-то оживленных дорог позволяет не сбиться с пути. Но иногда нет даже их. Приходится ехать, что называется, по абрису, здесь главное – знать место, куда едешь. Благо маршруты отработаны годами. Некоторые деревья уже «в лицо» узнаю».Слой за слоем
Работа снегомеров, по словам инженера Игоря Варнакова, который в последние три года является постоянным напарником Виктора Васильевича в экспедициях, напоминает труд археологов. Только одни изучают геологические слои земной породы, а другие – снежные слои текущего года. Это только кажется, что снег везде один и тот же. Если копнуть глубже, внутри оказывается многослойный «торт», каждый из ярусов которого обладает своими свойствами.Игорь Варнаков так описывает алгоритм замеров: «Сначала лопаткой зачищаем стенку шурфа, определяем количество слоев в покрове. Потом составляем план работы: в каком порядке проводить отбор пробы. Всего, в зависимости от условий, на одном маршруте может производиться отбор в 5–10 точках. Длина каждого маршрута – от 500 м до 1,5 км».
Погода «средней жесткости»
В тайгу гидрометеорологи отправляются на «неубиваемом» советском вездеходе ЗИЛ. Внутри без изысков, но жить можно: самодельные топчаны, импровизированный умывальник, печка-буржуйка. «Само производство работ на маршруте – дело нехитрое, но требуются физическая выносливость и умение ходить на охотничьих лыжах по целинному снегу любой высоты и плотности, – делится Игорь Варнаков. – На автомобиле-вездеходе подъезжаем к месту измерения, и дальше несколько километров на лыжах».В этот раз сразу стало понятно, что снега много. Кое-где его в буквальном смысле было по шею. Погода, как всегда в это время, проверяла на выносливость – минус 25 и сильный ветер, притом что каждый метр в секунду прибавляет по ощущениям еще два градуса мороза. На языке метеорологов это называется «жесткость погоды». Мороз может пробрать до костей сразу, и единственный рецепт от этого – многослойность одежды. Впрочем, холодно только поначалу. «Одеваешься по максимуму, но стоит зайти за бугорок, как наступает блажь и тишина, и совсем нехолодно. По мере того как больше потеешь, понимаешь, что переборщил с одеждой. Возвращаемся все мокрые, – рассказывает Виктор Максименко. – Но у нас есть запас сухого белья, а в будке имеется самая надежная вещь – печка-буржуйка. И мы знаем, что до следующего маршрута уже все будет сухим».
Дошли до ручки
Во время экспедиций может случиться всякое – сюжеты один другого лучше. Один случай запомнился нашим героям особенно. Дело было на пути к заброшенному поселку Аян-Юрях. Места вокруг ГЭС везде дикие, а там особенно. Кроме метеорологов туда уже несколько лет никто не ходит. И вот едут, что-то друг другу рассказывают, смеются, и вдруг замечают, что водитель и не смеется уже, а нервно хихикает. «Спрашиваем, что случилось, – вспоминает Виктор Васильевич. – А он молча поднимает вверх кулак, в котором зажата ручка переключения передач. Она просто отломилась. В машине повисла гнетущая тишина. Мы в тайге, на заброшенной дороге, помощи ждать неоткуда. К счастью, с нами в тот выезд был Сергей Михайленко – прирожденный механик, изобретатель и просто находчивый человек. Возился он целый день, но в итоге ручку как-то приделал. И мы смогли не только вернуться домой, но и сделать всю запланированную работу».В результате
На основе результатов, полученных в ходе экспедиций, производятся вычисления и выводы по запасам воды в снеге. Чтобы исключить вероятность серьезной ошибки, используется сразу несколько методик. Анализ снегозапасов, проведенный после февральской экспедиции, показывает, что нынешнее половодье может стать рекордным, превысив норму почти в два раза. Запасы воды в снеге, по разным оценкам, составили от 166 до 183% от среднемноголетних значений.Как делаются замеры
Снегомерная группа состоит из двух человек.
Первый прокладывает, или, как говорят специалисты, торит путь, через каждые 10–15 м промеряет и записывает показатели высоты снежного покрова, а через каждые 100 м копает в снегу шурф – яму до самой земли (на профессиональном сленге – подстилающей поверхности). Второй человек определяет плотность покрова с помощью весового снегомера. Прибор представляет собой металлический полый цилиндр высотой 60 см с зазубренным краем, с помощью которого устройство, проворачиваясь, врезается в снежный покров. В результате внутри цилиндра образуется снежный керн определенной высоты, после чего его взвешивают на специальных рычажных весах.
Снежный керн вытаскивают из цилиндра, чтобы затем взвесить.
Справка
Суммарная площадь водосбора Колымских ГЭС составляет около 99 400 кв. км (61 500 кв. км – для Колымской ГЭС и 37 900 кв. км – для Усть-Среднеканской). Это больше площади Португалии. Экспедиция традиционно охватывает 12 маршрутов для Колымского водохранилища и 11 – для Усть-Среднеканского.