Драконьи ГАЭС
Послевоенная Великобритания сталкивалась со множеством проблем, одной из которых был густой смог из труб – страна жила на угле, да и готовила на нем же. Это не самое полезное занятие решено было как-то свернуть – и начался перевод британских кухонь с угля на электричество (газ тоже был, но он на островах всегда влетал в копеечку).
Параллельно в жизнь британцев входил еще один бытовой электрический прибор – телевизор. Он приковывал к себе внимание миллионов, но поскольку миллионы все-таки люди, во время перерыва футбольного матча или после окончания развлекательного шоу вся армия телезрителей могла одновременно совершить одно и то же действие – например, включить электроплиту, чтобы вскипятить чайник.
Это приводило к резкому росту нагрузки на сеть. В английской википедии есть даже специальная статья на тему TV-pickup. Из нее, в частности, можно узнать, что 4 июля 1990 года в результате трансляции футбольного матча Англия - ФРГ резкий перепад нагрузки составил 2800 МВт – то есть чуть больше мощности Волжской ГЭС. Проблема британцев заключалась в том, что Темза – не Волга, и такого масштаба ГЭС там поставить просто негде. Зато совсем рядом к центру страны и огромным городам вроде Ливерпуля и Манчестера находятся Черные горы Уэльса – массив пиков Сноудония, многие из которых превышают тысячу метров.
Явление TV-Pickup появилось в пятидесятые годы, и тогда же британские энергетики решили заняться постройкой ГАЭС, способными справляться вот с такими острыми пиками нагрузки. Первая из них была построена в 1963 году в горах Уэльса и имела мощность 360 МВт, которую набирала за 60 секунд.
Верхний бьеф Фестиниог ГЭС
ГАЭС Фестиниог была построена на уже существующем водохранилище от старой ГЭС невысокой мощности, дававшей энергию по ЛЭП постоянного тока на предприятие по добыче сланца. Сланцем в Британии традиционно крыли крыши домов, но к шестидесятым годам технологии поменялись и шахты закрывались. Шахтеры с закрывавшихся шахт довольно быстро превратились в гидростроителей.
Первой ГАЭС со временем оказалось мало. И в семидесятые годы возник новый амбициозный проект – построить новую ГАЭС. Она должна была стать в четыре раза более мощной, и разгоняться еще быстрее. Не самая простая задача, особенно если учесть, что к семидесятым годам экологи уже разошлись вовсю, горы Сноудонии стали заповедными и хозяйственная деятельность в них была сведена практически к нулю. Но станцию тем не менее построили.
Гидроагрегат Динорвиг ГЭС
ГАЭС Динорвиг имеет мощность 1728 МВт (на 528 МВт больше Загорской ГАЭС). Шахтеры, а теперь гидростроители, в угоду экологам построили ее машинный зал прямо в горе: длиной 180 и высотой 50 метров (местное прозвище – «Концертный зал»).
Строительство машзала
Всего было построено 16 километров туннелей, использован 1 миллион тонн бетона, извлечено 3 миллиона тонн породы. Шесть гидроагрегатов способны накачать верхний бассейн за семь часов и выдавать полную мощность в течение пяти часов. Монументальное сооружение получило название «Электрическая гора» и было торжественно открыто Чарльзом, принцем Уэльским, в 1984 году, через десять лет после начала строительства.
Верхний бьеф Динорвиг ГЭС
Соображение экологии (например, ежегодная экономия 140 тысяч тонн угля) и проблемы включения чайников в перерыве футбольных матчей – это, конечно, очень важно, но у Динорвига есть еще одна важная функция. ГАЭС может стать источником питания для пуска энергосистемы после полного ее отключения в результате масштабного сбоя (так называемый «black start»). Причин для такого сбоя может быть много и разных, но далеко не самая невероятная – обратим внимание на год пуска, соответствующий пику «холодной войны» – атака на энергетические объекты с воздуха. Вот тут-то и становится понятно, почему машзал станции спрятан глубоко в горе.
Холодная война кончилась, и станция открылась для туристов, которые теперь посещают ее в среднем по триста человек в день. Нельзя сказать, что все они едут специально смотреть на станцию: Сноудония действительно популярный национальный парк, люди там ходят по горам и посещают объекты индустриального наследия, связанные с добычей сланца, особенно – узкоколейную железную дорогу девятнадцатого века Фестиниог-Блайнау. ГАЭС в этом ряду далеко не главная приманка, но ее руководство считает необходимым держать двери открытыми, особенно для школьных экскурсий: это часть профориентации молодежи.
В 1990-х британская энергетика, до этого момента единая и государственная, была продана в частные руки. Две валлийские ГАЭС оказались в одной компании – «First Hydro», принадлежащей международной корпорации Engie. Время от времени о ГАЭС Динорвиг снимают телесюжеты и ролики. Если не боитесь английского языка с валлийским акцентом, то смотрите, это интересно.