С пробегом по стране

Наперегонки с ветром покорять километры пути в седле «железного коня» – наверное, нет человека, который бы не мечтал об этом. Среди работников Группы РусГидро немало приверженцев мототуризма, воплотивших свою мечту в реальность. «Вестник» попросил их рассказать о своем увлечении и поделиться достижениями.

Финиш на краю континента

Денис Литяев, ведущий эксперт управления по недвижимости СНРГ:

– В мотоцикл я влюбился давно. Езжу на нем семь месяцев в году, в том числе и в отпуск. Начиналось все с ближних городов вроде того же Питера. Потом стал ездить дальше – сгонял на юг, потом на север, в Мурманскую область. Идея съездить из Москвы во Владивосток родилась еще в прошлом году, но тогда не получилось из-за пандемии. В этом году никаких преград не было. Я заранее распланировал маршрут так, чтобы было несложно ехать, хотя на моем мотоцикле Honda 1800 Gold Wing можно спокойно преодолевать даже большие расстояния. За день я могу проехать 400–900 км, но я составлял маршрут так, чтобы побывать во всех больших городах, посмотреть достопримечательности. Плюс у меня были два-три резервных дня на случай непредвиденных обстоятельств и дни на отдых – на Байкале и в самом Владивостоке. В итоге длина моего маршрута составила 10 400 км. Обратно в Москву я летел самолетом.

Дорожное братство

Насущный вопрос путешественника: сколько везти с собой вещей? Ответ на него даст только опыт. С каждым годом я беру все меньше. Поскольку я не ночевал в палатке, у меня были только сумка с личными вещами, один мотоциклетный кофр с инструментами, а также термос с чаем и немного еды, – пополнял запасы по дороге.

В поездке я искал место для ночевок двумя способами. Первый – бронировал гостиницу в каждом городе. Сделать это несложно, на последней заправке километров за 300 останавливаешься, ешь и заодно выбираешь гостиницу. Свободные номера, как правило, всегда есть, но важно, чтобы в отеле была закрытая стоянка, потому что мотоцикл лучше держать подальше от любопытных глаз и рук. Второй способ – мотосообщество. Есть интернет-ресурсы, где общаются путешественники, в одном из таких я написал, что планирую поездку на Дальний Восток. В итоге в Иркутске, Тюмени и Владивостоке меня встретили, провели экскурсию и предоставили ночлег местные мотоциклисты.

Вообще мотоциклисты – люди очень коммуникабельные, особенно со своими. За время путешествия я несколько раз останавливался, чтобы перекинуться несколькими словами с такими же, как я, мототуристами, обменяться контактами. Это способ не только разнообразить дорогу, но и подстраховаться: никогда не знаешь, какой контакт тебе пригодится.

Национальный парк «Таганай», Южный Урал. / Фото Дениса Литяева

Кроме того, по всей стране, практически в любом регионе, есть так называемые байк-посты – нечто вроде баз, где может остановиться любой путешественник, поужинать и переночевать. Единственный минус – там собирается много «собратьев», поэтому есть риск задержаться на несколько дней, рассказывая байки о путешествиях.

Советы в дорогу

  • Провести полный техосмотр мотоцикла
    Поскольку это ваш единственный спутник, он должен быть «здоров». Не стоит пренебрегать ни одной деталью, желательно менять все, что уже подходит к критическому износу.

  • Проработать маршрут
    В дороге могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, поэтому у путешественника всегда должен быть план Б, чтобы ему не пришлось искать варианты объезда посреди леса без средств связи.

  • Завести друзей заранее
    Перед поездкой желательно запастись контактами мастерских и списаться с людьми из мотосообщества, которые могут помочь. Мотоциклист мотоциклисту всегда друг, и каждый готов помочь, но для этого надо иметь хотя бы телефоны «собратьев».

  • Не думать о деньгах свысока
    Конечно, не в них счастье, но на банковской карте всегда должен быть материальный резерв на случай серьезных поломок. На тот случай, если мотоцикл придется отправлять домой, нужно иметь минимум 20 тыс. руб. Так что примерно 30 тыс. нужно отложить в НЗ.

  • Получить минимальные навыки мелкого ремонта
    Большинство поломок легко устранить своими руками. Например, пробитое колесо можно восстановить за 15 минут даже с небольшими познаниями.

Широка страна моя родная

В этой поездке я взглянул на Россию совсем по-другому – каждый город по-своему прекрасен. А какая дорога начинается недалеко от Улан-Удэ – едешь вдоль реки, перед тобой зеленая долина, которую обрамляют горы! Помню, как остановился в 30 км от Улан-Удэ в придорожном кафе. Накрапывал дождик. Я завтракал и смотрел на реку, в тот момент ко мне пришло осознание, насколько у нас огромная страна и как далеко я забрался.

Я был удивлен: думал, что после Сибири начинаются глухие места, где дорогу перебегают медведи. Правда, такие места все-таки начались после Читы и продолжались вплоть до Могочи – это был единственный участок пути, где даже машины проезжали редко.

Озеро Байкал, остров Ольхон. / Фото Дениса Литяева

Самое потрясающее место – Байкал, и особенно остров Ольхон. Я провел там несколько дней и, если бы не конечная цель путешествия и жесткий график, с удовольствием задержался бы там на неделю.

Самое дорогое в дороге – это отели и бензин.
Всего за трехнедельную поездку я потратил 190 тыс. руб. с учетом стоимости билетов на самолет
Владивосток – Москва и отправки мотоцикла, которая обошлась примерно в 23 тыс. руб.

Дорожные приключения

Кажется, что в дороге тебя обязательно должны поджидать неприятности и приключения. Они, конечно, случаются, но это скорее исключения. Помню, как-то ездил на Кавказ и остановился на проселочной дороге подышать и полюбоваться видом. Вдруг рядом затормозила тонированная «Приора», и оттуда, крича, выскочили пять молодых ребят. Я даже испугаться не успел, как увидел, что они все улыбаются, спрашивают, все ли нормально. Мы с ними пообщались, мне даже предлагали переночевать, обещали накормить и напоить. «Попробовать» знаменитого кавказского гостеприимства, конечно, очень хотелось, но пришлось отказаться – у меня был график, который нельзя было нарушать.

Самые главные опасности – сон за рулем и неисправность транспорта. Одна из серьезных поломок у меня случилась в 300 км от Хабаровска. Тут тоже пригодились контакты – связался с ребятами из местного мотосообщества, они вызвали эвакуатор. Пока ждал его шесть часов, местные жители, узнав, что случилось, привезли еду и воду. Эвакуатор доставил меня с мотоциклом в Хабаровск, где мне помогли уже местные коллеги в лице гендиректора «Сервисной компании РусГидро» Дмитрия Бойко.

Я проехал всю европейскую часть России – от Мурманска до Кавказа, и после путешествия во Владивосток осталось всего две точки, где я еще хочу побывать, – это невероятный по видам Чуйский тракт, который вошел в топ-10 самых красивых дорог по версии National Geographic, а также Магадан. Почему именно этот город? Потому что это Мекка для мотопутешественников. Добраться туда не так просто, но красота мест того стоит.

А когда я освою эти две точки, буду думать дальше. В Европу особо не тянет – она маленькая. Хотя если поехать до Португалии, то еще можно подумать. Но вообще есть мечта проехать по легендарной трассе 66 в США, которая по сути соединяет побережья Атлантического и Тихого океанов.

Что брать с собой в мотопутешествие

Аптечка
Аптечку нужно собирать под себя, если вы знаете, какие у вас есть хронические заболевания, или запасаться определенными таблетками, которые точно помогают. В целом же набор должен быть следующим:

  • обезболивающие,
  • жаропонижающие,
  • антигистаминные,
  • таблетки от изжоги,
  • бинт,
  • пластырь,
  • антисептик.

Набор инструментов
С помощью следующих инструментов можно разобрать и собрать большую часть мотоцикла:

  • шестигранники,
  • ключ-трещотка,
  • пара отверток,
  • ремнабор для починки пробитых шин.

Одежда

  • нижнее белье на каждый день,
  • футболки из расчета одна на три-четыре дня,
  • две пары штанов,
  • мотоэкипировка на холодную и теплую погоду,
  • дождевик,
  • теплый свитер.

Гигиенические принадлежности

  • мыло,
  • щетка,
  • вата,
  • сухой шампунь,
  • полотенце,
  • дезодорант.

12 лет на «коне»

Константин Мордвин, заместитель главного инженера Хабаровской ТЭЦ-1 ДГК:

–Первый мотоцикл – «ИЖ Планета-5» – родители подарили мне в 1993 году. Повзрослев, на какое-то время я позабыл об этом увлечении, а 12 лет назад купил японский байк помощнее. А сейчас не только сам активно занимаюсь мототуризмом, но и стараюсь привлекать к этому коллег. На нашей станции уже 11 человек, оседлавших «железного коня». И новички, и бывалые с удовольствием и с ветерком покоряют дальневосточные просторы. Всеми без исключения соблюдается главное правило – обеспечивать безопасность для себя и других участников движения на дороге.

Возможность испытать себя на длинной дистанции плюс поразительная красота природы – все это делает наши путешествия долгожданными и незабываемыми. Благо интересных и красивых маршрутов в наших краях хватает.

На карте нашего сообщества уже отмечены флажками Биробиджан, Владивосток и юг Приморья, Сковородино, Циолковский, Борисполь и другие населенные пункты Амурской области. Одно из последних путешествий, протяженностью более 600 км, было в город Советская Гавань Хабаровского края. В планах нашей команды – поездка к Японскому морю.

Пропуская мир через себя

Виталий Зильберблюм, директор Зейского филиала Гидроремонта-ВКК:

10 лет назад мой друг задал мне вопрос: «Почему ты не катаешься на мотоцикле?» И через месяц я стал счастливым обладателем Honda GL1200 Gold Wing. Предвкушение, а затем и ощущение удовольствия от первого 500-километрового путешествия по маршруту Благовещенск – Зея до сих пор сохранились в памяти. Откатав сезон, я сменил GL1200 на GL1800, и с тех пор желания поменять «железного коня» у меня не появлялось.

Что изменилось в жизни с появлением этого увлечения? Мировосприятие. Не зря говорят, что автомобиль везет тело, а мотоцикл – душу. Когда ты едешь на мотоцикле, ты пропускаешь окружающий мир через себя. Чувствуешь все окружающие дорогу запахи, будь это полевые цветы, свежескошенная трава или дым. Ощущаешь изменение окружающей температуры на доли градуса. Умываешься дождем и греешься в лучах солнца.

У моей жены Ольги есть свой мотоцикл, и она может смело сама умчаться в дальнее путешествие. Спросите: не переживаю? Конечно, переживаю, но вкус к дороге я привил ей сам. Мы часто посещаем разные мероприятия, организуемые байкерскими клубами Дальнего Востока. Появилось очень много новых знакомых и друзей, и на трассе я всегда знаю, что где-то рядом есть человек, к которому можно обратиться за помощью.

Каждый год мы ездим в Благовещенск (500 км), Новобурейский (600 км), Биробиджан (900 км). Пару раз катались в Хабаровск. Есть желание в этом году доехать до Владивостока – это почти 2000 км в одну сторону. Буду очень рад, если получится.