Гарри Поттер и тайна виадука

Как Бетонный Боб изобрел новую технологию.

Все, кто смотрел фильмы о Гарри Поттере, наверняка помнят сцену, где летающий автомобиль с детьми удирал от паровоза – Хогвартского экспресса, движущегося по длинному изогнутому виадуку. Съемки этой сцены проходили в горной Шотландии, у небольшой станции Гленфиннан участка железной дороги Форт-Уильям – Маллэйг. Это примечательное сооружение можно по праву назвать одним из провозвестников больших плотин.

В Великобритании строительство длинных мостов – виадуков – началось незадолго до появления железных дорог на грани XVIII и XIX веков. Необходимость в них возникла из-за того, что главными транспортными магистралями страны стали реки и каналы. Акведуков, по которым каналы преодолевали ущелья и проходили над реками или другими каналами, появилось огромное множество. Когда возникли железные дороги, для них стали строить такие же виадуки. И они справлялись со своей работой, пока паровозы были маломощными, а составы немногочисленными и относительно легкими. Но с появлением мощных локомотивов, способных тащить тяжелые поезда, стало понятно, что сложные и высоченные конструкции, построенные из кирпича и чугунных конструкций, могут не выдержать нагрузки. В итоге дороги стали петлять по склонам ущелий, что делало путешествия увле­кательнее, но гораздо дольше. Последнее снижало прибыль. Исправить ситуацию мог бы новый строительный материал. И он появился.

Участок Форт-Уильям – Маллэйг должен был пройти по нескольким перевалам и пересечь несколько ущелий с реками. Он-то и стал площадкой для большого эксперимента по использованию бетона в строительстве. В самом конце XIX века, когда начались работы, столь масштабных сооружений из этого материала еще никто не отливал. Так что строители железной дороги пошли на серьезный риск, когда решили пересечь ущелье речки Финнан бетонным виадуком: при малейшем нарушении технологии большая масса бетона могла дать трещину. 

За дело взялся местный инженер по прозвищу Бетонный Боб (кстати, созданная им фирма дожила до нашего времени и даже построила стадион для Олимпиады 2012 года в Лондоне). В суровых условиях горной Шотландии он сумел организовать строительство по новой технологии таким образом, что сооружение длиной 380 м и высотой 30 м было воздвигнуто за четыре года. Правда, злопыхатели говорили, что в бетоне одной из опор утонула лошадь, но шотландские ученые конца XX века доказали, что это произошло при возведении другого виадука, хоть и на этой же трассе. Заодно в ходе исследований выяснилось, что виадук за время эксплуа­тации прочности не потерял.

Сооружение, завершенное в 1901 году, впечатлило современников и «легализовало» строительство крупных сооружений из бетона, в том числе больших плотин (изгиб Гленфиннанского виадука предвосхитил красоту самых красивых плотин XX века – арочных). А уже через шесть лет неподалеку от Гленфиннана было завершено строительство плотины Блэкуотер, снабженной 6-километровым бетонным акведуком и 13-километровыми стальными водоводами – все для энерго­снабжения первого в Великобритании алюминиевого завода в Кинлохлевене, на берегу озера Лохлевен (1907).