– Чего удалось добиться в результате объединения всех транспортных участков РусГидро?
– Главный результат – РусГидро держит под контролем свои транспортные расходы и существенно экономит. Свои тарифы мы не повышали с момента фактического начала работы, при этом активно реализовывая инвестиционную программу по замене изношенной и неэффективной техники. К настоящему времени парк обновлен почти на 70%.
– Как сдерживать стоимость услуг в условиях постоянного роста цен на технику, обслуживание и бензин?
– Помогают эффективное управление и жесткий контроль. Только отслеживание передвижения транспортных средств с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС и расходования топлива дало порядка 20% экономии на ГСМ. Кроме того, приобретая технику, шины и то же топливо на всю компанию, а значит, в больших объемах, мы получаем скидки. К примеру, за бензин на АЗС мы всегда платим на 1,5% меньше, чем остальные. Если посчитать наши объемы, получается весомая экономия. Существенные корпоративные скидки предоставляют и поставщики ТС.
– Кроме автомобилей у компании есть еще речной, железнодорожный и воздушный транспорт. Сложно ли содержать такое хозяйство?
– Парк транспортных средств нашей компании многообразен, в него входят и легковые автомобили разных классов, грузовики, самосвалы, автовышки, краны и тягачи различной тоннажности, бензовозы и мазутовозы, плавкраны, суда – как «гимсовские», так и «регистровые», суда на воздушных подушках и иная специальная техника. Содержать и эксплуатировать такой парк, распределенный практически по всей стране, непросто, но есть ключевой ресурс для выполнения данной задачи – люди. Профессиональный и сплоченный коллектив транспортных участков, филиалов и исполнительного аппарата успешно и эффективно справляется с этой задачей.
Железнодорожного транспорта у нас не так много – пара локомобилей и тепловоз. Мы не выходим на железные дороги федерального значения, осуществляем в основном внутристанционные перевозки, потому и особых сложностей нет. Вертолет же требует к себе постоянного внимания и обслуживания, даже если он не эксплуатируется.
– С 2017 года в компании внедряется автоматизированная система управления транспортными потоками и расходами. В чем ее уникальность?
– Наша система – «докрученный» вариант стандартного пакетного продукта «1С – Управление автотранспортом». Базовая программа позволяет учитывать только затраты на топливо, ТО и ремонты. У нас же, помимо этого, консолидируются абсолютно все расходы по каждой машине, которая введена в эксплуатацию: налоги, амортизация, страховки, мойки и, самое главное, заработная плата сотрудников, которые трудились на этом автомобиле. Даже если за месяц на нем работало несколько человек, будет автоматически высчитываться зарплата каждого с учетом отработанного времени.
Мы ставили разработчикам жесткое условие – система должна консолидировать данные автоматически. Можно было посадить 20 человек вбивать вручную информацию из актов, накладных, заносить зарплату, но каков бы был тогда экономический эффект? Также, к примеру, нужно было, чтобы данные автоматически выгружались из системы «1С-Бухгалтерия». Это потребовало существенных изменений в бухучете. То есть мы сами усложнили систему, чтобы она работала эффективно. Выполнение этой задачи стало возможно при активнейшем участии департамента – управление делами РусГидро и входящего в его состав управления автотранспортом, а также департамента информационных технологий, за что им отдельное спасибо.
– Почему так важно видеть расходы по каждой машине отдельно?
– Большое складывается из мелочей. Чтобы обеспечить максимальную эффективность деятельности в целом, необходимо понимать, насколько эффективно работает каждая единица транспорта. Тогда будет ясно, где именно требуются улучшения. А пока нет информации в точности до единицы, цифры будут общими, как говорится, «средняя температура по больнице».
– Существуют ли аналоги таких систем?
– В России я подобных не видел. Транспортные компании обычно ограничиваются контролем расходов на ремонт и ГСМ. Это проще и гораздо менее затратно, но никогда не даст такого эффекта, какой дает наша система.
– Какими еще проектами компания особенно гордится?
– Гордится всеми, но в числе особенно выдающихся можно назвать очистку Саяно-Шушенского водохранилища от плавающей древесины. C 2016 года компания осуществляет ледовую перевозку угля для Анадырской ТЭЦ. С 2017 года приступили к перевозкам угля, а с 2018-го – к перевозкам мазута для нужд ПАО «Камчатскэнерго» с ежегодным объемом более 90 тыс. тонн. Также в этом году мы приступили к работам по берегоукреплению для нужд Саяно-Шушенской ГЭС. Вся необходимая техника для выполнения данных работ в компании имеется, так что потребовалось только получить соответствующее разрешение. Этот проект мы осуществляем совместно с Гидроремонтом-ВКК.
– Планирует ли компания развиваться и по другим направлениям, не связанным с основной деятельностью?
– Будем стараться, но мы и по основному направлению всегда ищем источники дополнительного дохода – оказываем транспортные услуги сторонним контрагентам. У нас, к примеру, есть успешный опыт работы с компаниями ГК «Росатом». Выручка от работы с ними превысила 160 млн рублей. Но главное для нас, конечно, оказание качественных услуг РусГидро.
– Как выстраивается взаимодействие с дальневосточными активами РусГидро?
– Взаимодействие с нашими дальневосточными коллегами-энергетиками выстраивается на принципах партнерства. В этом регионе мы работаем с момента создания объединенной транспортной компании. Существующий с 2014 года Дальневосточный филиал оказывает транспортные услуги Зейской и Бурейской ГЭС. Помимо этого, мы осуществляли пассажирские перевозки при строительстве ТЭЦ в Советской Гавани, Сахалинской ГРЭС-2, Благовещенской ТЭЦ, Якутской ГРЭС-2, Нижне-Бурейской ГЭС, оказывали услуги Нерюнгринской ГРЭС в Якутии, Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области. Дальневосточный филиал транспортной компании также осуществляет перевозку угля и мазута для нужд ПАО «Чукотэнерго» и ПАО «Камчатскэнерго». Сейчас, дополнительно к Дальневосточному, образован Камчатский филиал, будем дальше наращивать объем оказываемых услуг в данном регионе.
– У энергетиков самый напряженный период – осенне-зимний. А у транспортников?
– Хочется сказать, что у нас легких периодов не бывает, но, думаю, что это же про себя могут повторить и все коллеги. Так как мы работаем в интересах энергетиков, то, конечно, ОЗП и от нас требует особой собранности. А начинается все с замены летних шин на зимние – у нескольких сотен автомобилей.
История уникального проекта: как создавалась автоматизированная система «Управление автотранспортом»?
Внедрение централизованной системы учета и контроля использования транспортных средств было предусмотрено Концепцией развития централизованного транспортного обеспечения Группы РусГидро, утвержденной 19 декабря 2016 года. Главной задачей была оптимизация расходов за счет перевода учета на качественно новый уровень, а этого невозможно было добиться без детализации затрат по каждому транспортному средству.
Поиск IT-решений, которые бы позволили это сделать, результатов не дал. Поэтому в сжатые сроки было разработано комплексное решение, не имеющее аналогов в России.
Реализация проекта потребовала консолидации усилий сразу нескольких подразделений РусГидро. Задачи ставили будущие пользователи системы – транспортники, координатором и функциональным заказчиком выступал департамент – управление делами РусГидро, техническим куратором – департамент информационных технологий. Также в рабочей группе присутствовали разработчики базовой системы из компании 1С.
По плану на все отводилось три года, но благодаря разделению ролей в проектной команде и своевременному и качественному исполнению обязательств каждым ее участником справиться удалось за 8 месяцев. К августу 2017 года обновленная система, отслеживающая данные по более чем 1 тыс. транспортных средств по всей России, была введена в эксплуатацию.
Справка
Родился: 13 мая 1985 года в г. Добрянка Пермской области.
Учился: Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права по специальности «юриспруденция», Пермская государственная сельскохозяйственная академия по специальности «экономика и управление».
Работал: после института пришел на должность инженера отдела планирования и конкурентных процедур Пермской ГРЭС. В 2012 году возглавил службу закупок ГРЭС. В 2013 году перешел в РусГидро на должность заместителя директора по экономике и финансам Загорской ГАЭС. В 2014 году стал заместителем генерального директора по экономике и финансам ТК РусГидро. С марта этого года является генеральным директором компании.