Дело в практике. Часть 2

Наступивший 2023 год объявлен в России Годом педагога и наставника. Энергохолдинг входит в него с большим багажом собственных наработок.

«Вестник» продолжает серию публикаций о самых эффективных практиках наставничества в Группе РусГидро. Первая часть практик, реализуемых на предприятиях, опубликована в ноябрьском выпуске 2022 года.

Суровая северная ответственность

«Практика организации наставничества на Якутской ГРЭС»

Климатические особенности региона накладывают свой отпечаток на процесс наставничества. Например, мы учитываем, застал ли человек подготовку к зиме или пришел на работу уже в зимний период. Также на станции уделяют большое внимание подготовке резервистов, готовых в любой момент подменить любого специалиста.

Лидер проекта: Илья СВЕРЧКОВ

заместитель начальника котлотурбинного цеха №1 ЯГРЭС

На Якутской ГРЭС программа наставничества охватывает почти половину персонала. Дело в том, что стаж работы 48% работников станции – менее пяти лет. Разработанная программа адаптации новичков включает в себя несколько этапов. Новый специалист сначала изучает, а затем сдает тест на знание интегрированной системы менеджмента, которая структурирует информацию обо всех производственных процессах. Следующий этап – знакомство с подразделением, где предстоит работать. Наставник показывает производственные помещения, представляет своего подопечного коллегам, в том числе размещает информацию о нем на корпоративном портале. Затем проводит введение в должность и помогает ему включиться в рабочий процесс. На период испытательного срока наставник совместно с наставляемым определяет план его работы. После первой недели новичок сдает отчет о проделанной работе, а в конце второй недели даются первичная оценка соответствия заявленных знаний, умений и навыков реальным и рекомендации. Завершается процесс адаптации сдачей экзамена на должность.

В Якутскэнерго новых работников с первых дней работы активно вовлекают в производственную и социальную жизнь компании.

Наука и практика

«Организация непрерывного образовательного процесса»

Наш институт является одной из ведущих организаций по подготовке научных и научно-педагогических кадров, востребованных при строительстве, эксплуатации и реконструкции объектов энергетики. Процесс наставничества предусматривает единство и непрерывность образовательной и научно-исследовательской деятельности, создание оптимальных траекторий обучения в атмосфере творчества и доброжелательности

Лидер проекта: Татьяна ИВАНОВА

ученый секретарь ВНИИГ имени Б. Е. Веденеева

Аспирантура ВНИИГ имени Б. Е. Веденеева ведет подготовку научных кадров по двум специальностям: «основания и фундаменты, подземные сооружения» и «гидротехническое строительство, гидравлика и инженерная гидрология». С самого начала для каждого аспиранта (а сейчас их 35 человек) формируется индивидуальный учебный план с учетом уровня подготовки и темы будущей научной работы.

Темы выбираются по рекомендации отдела перспективных научно-исследовательских разработок. Здесь ищут решения сложных задач, разрабатываются новые технологии и материалы, совершенствуются методы расчета – это передовая линия науки. Обучающиеся проходят производственную практику как в стенах института, так и на гидротехнических объектах, во время нее результаты исследований проверяются данными натуры. Итоги всех этапов обучения обсуждаются на заседаниях ученого совета, с научными руководителями и руководством института. Как показывает практика, аспиранты, успешно защитившие диссертацию, чаще всего успешно продолжают научную карьеру.

Первые шаги в энергетику

«Вовлечение молодежи в энергетику»

Основная цель наших экскурсий – дать учащимся общее представление об энергетическом объекте, познакомить их с условиями и спецификой работы, но главное – показать труд энергетиков и рассказать о сущности и технологии производства света и тепла.

Лидер проекта: Марина МАТРОСОВА

ведущий специалист отдела по обучению персонала Центра подготовки персонала ДГК

Больше шести лет старшеклассников и студентов знакомят с деятельностью Благовещенской ТЭЦ. Специалисты Центра подготовки персонала ДГК разработали методику проведения экскурсий для учащихся города с учетом особенностей восприятия информации. Экскурсия начинается с вводной беседы и инструктажа по производственной безопасности. Знакомство с работой энергообъекта сопровождается показом видеороликов и слайдов. Маршрут движения и структура изложения разработаны таким образом, чтобы краткие пояснения сопровождались самостоятельным наблюдением. Важное значение имеет и подготовка опытных экскурсоводов, которые могут дать информацию на понятном для школьников языке, избегая узкоспециальных терминов.

Экскурсия для студентов на Благовещенскую ТЭЦ.

«Масштабное вовлечение школьников Хакасии в энергетическую отрасль»

Качественное вовлечение в энергетику школьников Хакасии возможно благодаря тесному сотрудничеству с лучшими преподавателями, а также экспертами Саяно-Шушенской ГЭС. Мы постоянно трансформируем занятия и подстраиваем их под интересы школьников, поэтому СШУПИЦ стал центром притяжения молодежи

Лидер проекта: Анжелика ЛОНСКАЯ

старший методист Саяно-Шушенского УПИЦ КорУнГа

В Саяно-Шушенском учебно-производственном информационном центре КорУнГа проводятся занятия по вовлечению школьников в энергетическую отрасль, которые разработаны в соответствии с потребностями и возрастом детей. Первое знакомство с энергетикой происходит во время тематических экскурсий в Музее гидроэнергетики и на практических мастер-классах. Те, кто хочет узнать больше, приглашаются в технические студии по экологии, проектированию и программированию и др. Углубленное погружение в отрасль происходит в ходе трехгодичной программы обучения в Энергоклассах РусГидро.

С 2015 года занятия для школьников в СШУПИЦ посетили более 14,5 тыс. человек, что говорит об эффективности выбранного направления.