Как сэкономить миллиарды

В августе прошлого года в компании появилась новая «дочка» – «РусГидро Снабжение». Она создана для централизации всей закупочной деятельности Группы компаний холдинга. О том, какие эффекты, помимо существенной экономии, удалось получить и с какими основными трудностями приходится бороться закупщикам, «Вестнику» рассказал глава нового ДО, директор департамента закупок, маркетинга и ценообразования ПАО «РусГидро» Денис Торопов.

Тренд на понижение

– Денис Владимирович, РусГидро – одна из крупнейших компаний в стране и, ­соответственно, весьма значимый заказчик. Каков общий объем закупок компании ежегодно? 

– Общий объем закупок по Группе ­РусГидро – это примерно 200–250 млрд рублей в год. В прошедшем году он составил 225 млрд рублей.

– А сколько удалось сэкономить?

– В 2015 году нам удалось сократить расходы на закупках на 10,8 млрд рублей, в ­2016-м – 18,5 млрд, за первое полугодие нынешнего года эта цифра достигла 10,9 млрд. То есть надеемся превзойти достигнутые ранее ­результаты.

– Какую часть составляют закупки у единственного источника? 

– За 2015 год – 39% от общего объема закупок, в 2016-м – 35%. Положение о закупках РусГидро содержит четкий перечень ­случаев, когда и что можно покупать напрямую, без проведения конкурентных ­процедур. К ним в основном относятся закупки электроэнергии, газа, аренда недвижимости, плата за водо­пользование. Бывают исключения – например, закупки у монополистов, аварийная ситуация, другие срочные случаи, когда центральная закупочная комиссия при наличии определенных обоснований принимает решение о приобретении товаров или услуг без проведения тендера. В число исключений, например, могут попадать и закупки у наших профильных институтов. 

Они являются генпроектировщиками ряда объектов компании, и, если возникает необходимость проведения каких-то дополнительных проектных работ, нет смысла доверять эту задачу сторонним организациям. Та же самая ситуация возможна и с поставщиками оборудования, если эти поставки уже законтрактованы и дозакупается аналогичная продукция. 

– Какое количество закупок проходит на электронной площадке и почему этот показатель так важен?

– Примерно 95%. Смысл электронной площадки состоит в том, чтобы максимально охватить весь рынок. Соответственно, когда мы проводим закупку на электронных торгах, это становится известно всей стране, что обеспечивает серьезную конкуренцию, максимальную прозрачность и снижение коррупционных рисков. Кроме того, закупки в электронной форме – это еще и снижение трудозатрат ­закупщиков.

– Есть ли среди партнеров компании представители малого и среднего бизнеса? И что они могут предложить холдингу?

– Доля контрактов по закупкам РусГидро, проведенных у таких компаний (с учетом законодательно установленных исключений), составляет 56,8% при том, что обязательный показатель, установленный законодательством, – не менее 10%. Если говорить о номенклатуре товаров, то это в основном хозяйственные товары, услуги охранных предприятий, простое оборудование, строительные работы. 

Ниже риски, выше эффект

– В РусГидро входят разные предприятия, и у каждого своя специ­фика. Может ли централизация закупочной деятельности учесть все эти аспекты? 

– Опыт крупных российских и иностранных компаний свидетельствует: все они идут по пути централизации. Она позволяет экономить на масштабах при закупках однотипной продукции, более эффективно взаимодействовать с производителями, обеспечивать единство методологии закупочной деятельности. С точки зрения специфики холдинга мы придерживаемся разумного подхода к централизации и соблюдаем определенный баланс. Если посмотреть на общий стоимостный объем наших закупок, примерно по 70% из них решения принимаются централизованно. То есть мы не забираем весь объем полностью, тем самым обеспечивая мобильность.

– Удалось ли за прошедший год дальневосточным предприятиям полностью интегрироваться в единую систему управления закупками?

– Безусловно. Теперь у нас единые нормативная база и центр ответственности, унифицированные подходы к принятию решений. Это, конечно, плюс. Но учитывая специфи­ку деятельности дальневосточных компаний, мы ­вырабатываем более гибкие подходы к закупкам определенных товаров и услуг, упрощенные процедуры согласования. К примеру, одна из проблем с точки зрения сроков – закупки под технологическое присоединение к сетям новых потребителей. Сроки здесь довольно жесткие и установлены законодательно, поэтому действует упрощенная схема: некоторые лоты наши дальневосточные коллеги могут формировать и расторговывать без согласования с центральной закупочной комиссией. Также в ближайшее время мы планируем внедрить новую процедуру, рассчитанную прежде всего на закупки под техприсоединение: предквалификационный отбор компаний (с возможностью обновления перечня компаний, прошедших предквалификацию, что особенно важно) и быстрые закупки среди этих компаний, прошедших предквалификацию. 

Методом исключения

– Бывают ситуации, когда ту или иную закупку нужно провести в кратчайшие сроки. Как решаются такие вопросы?

– В таких случаях предусмотрены исключения из общих правил. Все решения о закупках у единственного источника принимает центральная закупочная комиссия при наличии определенных обоснований. Но если возникает аварийная ситуация или если малейшее промедление может привести к нанесению существенного ущерба, то в положении о закупках нормативно закреплена схема принятия ускоренного решения единолично председателем комиссии. Потом, безусловно, это решение уже де-факто выносится на рассмотрение ЦЗК, которая проверяет его обоснованность. В качестве примера приведу такой случай. Сотрудник компании получил тяжелую травму, требовалось срочно перевезти его в московскую клинику, поскольку в том регионе, где находился человек, оказать необходимую помощь не могли. Нужно было заключать договор на транспортировку пострадавшего и договор с медучреждением, готовым его принять. Решение было принято в считанные часы – на кону была жизнь человека.

– И тем не менее большинство закупок согласовывается достаточно долго…

– Мы серьезно работаем над оптимизацией процессов. Недавно глава компании РусГидро Николай Шульгинов подписал приказ, который содержит перечень достаточно кардинальных оптимизационных решений в отношении процесса планирования закупок, работы ЦЗК и старта закупочных процедур. Благодаря этому сроки ряда процедур должны сократиться почти вдвое. Сейчас мы встраиваем эти решения в текущие процессы, вносим изменения в информационные системы. 

Лучше не значит дешевле

– Всегда ли низкая цена является определяющей?

– Существует стереотип, что закупщики всегда выбирают то, что дешевле. Это совершенно не соответствует действительности. Понятно, что для закупок простой продукции цена – это определяющий критерий. И совсем другое дело, когда речь идет о высокотехнологичной, сложной продукции. Низкая стоимость вовсе не гарантирует победы в конкурсе. Один из ключевых факторов – это соответствие техническим требованиям заказчика. Проще говоря, дешевый трансформатор с минимальными характеристиками мы не купим никогда. Наша система закупок подразумевает оценку ­заявок по определенной методике, предусматривающей балльную оценку по различным критериям. Она применяется, например, когда мы закупаем консалтинговые услуги или НИОКР. Тут цена однозначно не имеет решающего значения, первостепенны квалификация и опыт каждого конкретного исполнителя работ, услуг. В итоге побеждает тот, кто наберет максимальный балл, то есть обеспечит оптимальное соотношение качества и цены.

– Как отражается на системе закупок курс на импортозамещение? 

– Подчеркну еще раз: мы закупаем только те товары и услуги, характеристики которых нас устраивают. Сейчас продукция отечественных производителей успешно конкурирует с западными образцами. Кроме того, в январе этого года вступило в силу постановление Правительства РФ №925, согласно которому государство предоставляет российским производителям 15-процентную преференцию. И если в тендере участвуют ­отечественный и зарубежный поставщики с аналогичным товаром, выигрывает тот, кто предлагает лучшие условия с учетом уменьшения цены российского поставщика на 15% на этапе оценки.

– Выходит, это постановление сильно осложнило доступ на российский рынок зарубежным производителям…

– Такая мера стимулирует иностранных партнеров заниматься созданием совместных предприятий, активнее инвестировать в российскую экономику, искать партнеров и заниматься локализацией производства на территории РФ. Так что рынок отреагировал на это новшество позитивно.

Трудности перехода 

– В числе основных задач вашего подразделения – управление логистикой и запасами...

– Слово «снабжение» в названии компании появилось не случайно. Политика снабжения, утвержденная в РусГидро, – это документ стратегического уровня, который говорит о том, что мы должны постепенно переходить от управления закупками к полноценному процессу снабжения. Это масштабная и долгосрочная задача, затрагивающая и логистику, и управление запасами, а также попозиционное формирование потребности, внедрение унифицированной системы нормативно-справочной информации, категорийного менеджмента и так далее. Решить такую задачу быстро невозможно, только постепенно, шаг за шагом. И мы к этому идем.

– С какими основными проблемами вы сталкиваетесь? 

– Классическая проблема любого закупщика – некачественное формирование техтребований. Заказчики, особенно технические службы, далеки от работы с рынком, который требует четких формулировок. Одно неясно прописанное, но ключевое для нас требование способно чуть ли не вдвое сократить количество участников торгов. Мы тесно взаимо­действуем с функциональными заказчиками, чтобы обеспечить максимальную конкуренцию, и разрабатываем методические указания по формированию техтребований. Повышение качества планирования закупок и его систематизация – тоже одна из ключевых задач нашего подразделения. Еще один проект, над которым мы работаем совместно с департаментом информационных технологий – автоматизация процесса планирования и проведения закупок. В ближайшее время мы планируем создать единую информационную платформу, которая позволит автоматизировать все процессы – от планирования закупок до заключения договора, а также этапы согласований по всей Группе РусГидро. Она будет включать в себя и блок оперативной отчетности по закупкам Группы, что тоже очень важно. Мы рассчитываем, что уже в следующем году планирование закупок на 2019 год будет полностью проходить в единой системе.

– А есть ли трудности с поставщиками?

– Основная наша задача при работе с поставщиками – обеспечить оптимальный уровень конкуренции между квалифицированными участниками рынка, которых интересуют наши закупки. И здесь мы достигли позитивных результатов. В 2016 году по сравнению с 2015-м общее количество уникальных компаний, которые приняли участие в закупках Группы, возросло на 24%. Это говорит о том, что все больше компаний доверяет системе закупок РусГидро. Еще одна ключевая задача – минимизировать число посредников и выходить на производителей напрямую. К сожалению, многие наши заводы к этому не всегда готовы. Причины разные: где-то так сложилось исторически, кто-то не согласен с какими-то аспектами договоров, некоторых не устраивает отсутствие аванса. Во всех случаях пытаемся найти компромиссное решение. 

Добро пожаловать в Хабаровск 

– 8 декабря в Хабаровске пройдет вторая конференция «День поставщика». Почему именно на Дальнем Востоке?

– Мы анализируем уровень конкуренции в регионах присутствия компании, и именно в ДВФО с этим больше всего проблем. Поэтому решили провести День поставщика в Хабаровске, чтобы по максимуму охватить местных участников рынка. Но уже очевидно, что туда готовы приехать и наши партнеры из других регионов. Ведь главная цель этого мероприятия – заявить всему рынку об отсутствии необоснованных преград для участия в торгах, о том, что РусГидро гарантирует равный доступ и справедливое отношение ко всем участникам и максимально открыто для производителей качественной продукции и услуг.

Справка

Родился: 16 апреля 1979 года, г. Сальск Ростовской области.

Учился: Ярославское высшее военное финансовое училище.

Работал: В сфере закупок трудится с 2001 года. Начинал карьеру закупщика в Федеральной службе охраны РФ, затем работал в консалтинговых компаниях, занимался консультированием крупнейших компаний в части построения систем снабжения, в том числе возглавлял практику по управлению цепочками поставок в компании Ernst and Young. С 2015 года – директор департамента закупок, маркетинга и ценообразования ПАО «РусГидро».