Вестник РусГидро









Сами с сетями

Энергетика Камчатского края изолирована от Единой энергосистемы России. Более того, вследствие географических и климатических особенностей региональная энергосистема поделена на более чем 30 не связанных друг с другом энергоузлов. Южные электрические сети Камчатки (ЮЭСК) выполняют одновременно функции по производству, передаче и сбыту электро- и теплоэнергии в населенных пунктах, изолированных от Центрального узла. Площадь обслуживания составляет 260 тыс. км2, это более половины территории полуострова. В ноябре предприятию исполнилось 60 лет

СПРАВКА

В состав ЮЭСК входят 19 ДЭС, 11 участков теплотехнического оборудования, 2 сетевых участка, 2 ВЭУ, 1 малая ГЭС, 1 газодизельная электростанция и 1 СЭС. Общая установленная мощность объектов генерации – 79,8 МВт, протяженность ЛЭП – 965 км, установленная мощность теплового оборудования – 48,4 Гкал/час, протяженность тепловых сетей – 33,3 км, сетей холодного водоснабжения – 12,21 км. На предприятии трудится более 1000 работников.

Создано районное энергетическое управление «Камчатскэнерго». Через полгода в составе РЭУ были образованы Южные электрические сети, в зону ответственности которых вошли населенные пункты южнее Усть-Камчатска. В состав ЮЭС вошли городские дизельные станции с электрическими сетями в столице края, на мысе Сигнальном, а также электростанции с электросетями в городе Елизово и поселке Озерновском. Суммарная мощность электростанций составляла 10,4 МВт, протяженность ЛЭП – около 500 км.

Дизельные электростанции изолированных поселков Корякского автономного округа включены в состав ЮЭС.

Специалисты ЮЭС построили новые ДЭС в 11 крупных населенных пунктах Камчатки, протянули внутрипоселковые распределительные сети, а также ЛЭП 35 кВ.

Состоялся пуск трех гидроагрегатов Быстринской малой ГЭС мощностью 1,7 МВт.

В Алеутском муниципальном районе запущена первая на Камчатке ветровая станция. Эксплуатацию ВЭС поручили ЮЭС.

В состав предприятия вошли две ДЭС в Усть-Камчатском муниципальном районе.

В зону обслуживания ЮЭС вошел Средне-Камчатский энергорайон с дизельными электростанциями и Быстринской МГЭС.

Образовано открытое акционерное общество «Южные электрические сети Камчатки», единственным учредителем которого выступило Камчатскэнерго.

ЮЭСК начали осуществлять теплоснабжение населенных пунктов Пенжинского, Тигильского, Мильковского и Алеутского муниципальных районов.

В Алеутском районе введены в эксплуатацию две ВЭУ по 275 кВт каждая.

В Усть-Камчатске введен в работу ветроэнергетический комплекс, состоящий из трех ВЭУ производства Komaihaltec.

Введена в опытную эксплуатацию четвертая ВЭУ в Усть- Камчатске.

Монтаж солнечных панелей в п. Долиновка. Введена в промышленную эксплуатацию комбинированная блочно-транспортабельная электростанция с использованием солнечной энергии в селе Долиновка Мильковского муниципального округа.

В соответствии с программой модернизации дизельной генерации в изолированных энергорайонах Камчатского края в 2025 году в поселках Тиличики и Оссора запланировано строительство автоматизированного энергокомплекса (АГЭК) с использованием солнечной генерации. Строительство подобного комплекса намечено также в поселках Козыревск и Ключи в 2026 году.

Виктор МУРЗИНЦЕВ,

генеральный директор ЮЭСК

Самая большая сложность в работе компании – организация доставки топлива и грузов до энергообъектов. Камчатка сильно удалена от материка, населенные пункты разбросаны по территории края, а между ними имеется в основном воздушное и водное транспортное сообщение, и только в период навигации.

Топливо на полуостров завозится в период летней навигации – с мая по октябрь. Дизельное топливо и масло доставляют с материка по морю в спецконтейнерах. Уголь железнодорожным транспортом завозится в Приморье, а затем сухогрузами переправляется на Камчатку. За пределами Петропавловска-Камчатского существует лишь одна автотрасса протяженностью 700 км, в основном гравийная, связывающая краевой центр с Усть-Камчатском. А вот севернее наземное транспортное сообщение практически отсутствует, за исключением гравийной дороги, связывающей Тигиль и Палану. На этих территориях основной вид транспорта – это зимник, по которому грузы развозятся из прибрежных населенных пунктов в небольшие села. Зачастую зимник накатывают по замерзшим рекам. По мере промерзания или оттаивания реки меняется и разрешенный вес автомобилей, что влияет на логистику и время доставки. Из села Манилы в села Слаутное, Каменское и Аянка дизельное топливо плывет на баржах по реке Пенжина. Если год маловодный, перевозчик летом может неделями ждать поднятия реки до приемлемого уровня. Особняком в логистике стоит село Никольское, расположенное на острове Беринга между Тихим океаном и Беринговым морем. Практически в любое время года постоянная штормовая погода со шквалистым ветром может помешать судам подойти близко к берегу для разгрузки. Поэтому к Алеутскому энергорайону особый подход, чтобы исключить возможные перебои с дизельным топливом и тем более углем. Кстати, это единственный район Камчатки, где отопительный сезон приостанавливается только на две недели для проведения профилактических работ.

Сергей РЫЖОВ,

заместитель генерального директора – главный инженер ЮЭСК