Травматизм под стук колес
У РусГидро есть тепловые электростанции, куда составами регулярно доставляются сотни тонн угля. В обязанности работников топливно-транспортного цеха и цеха топливоподачи входят прием, распределение и разгрузка вагонов с топливом. Несчастные случаи происходили разные и на разных объектах, но глобальная причина одна – нарушение технологии выполнения работ и эксплуатации ж/д транспорта. Приводим два из них.
Все на ходу

Первый несчастный случай произошел с машинистом вагоноопрокидывателя. На тот момент ему был 21 год, и он успел проработать в компании только месяц. Это важный момент, поскольку существует большая доля вероятности, что кто-то более опытный «подсказал» начинающему, как можно ускорить рабочий процесс, не обозначив риски. Ведь часто молодые работники боятся сделать что-то не так, поскольку не чувствуют уверенности в своих действиях. Но, возможно, имели место недостатки в обучении, в том числе при введении в должность, и отсутствие контроля.
Перед двумя машинистами стояла задача разгрузить полувагоны с углем. Один из них управлял вагонотолкателем, второй выполнял расцепку и работал с вагоноопрокидывателем. Чтобы сэкономить время, не дожидаясь остановки полувагонов, второй машинист передвигался по платформе и в межвагонном пространстве выполнял расцепку на роторе вагоноопрокидывающего устройства. В одну из таких манипуляций он неожиданно оступился и попал ногой между платформой и площадкой обслуживания полувагонов. Чтобы освободить конечность и избежать наезда колесной пары, он оттолкнулся, опираясь левой ногой на верхнюю часть рельса, но не успел отойти, и пальцы оказались зажаты колесами движущегося полувагона. Первый машинист, потеряв коллегу из виду и не получив от него обратной связи по рации, остановил вагонотолкатель. Придавивший ногу полувагон откатился, что позволило высвободить стопу пострадавшего.
В итоге молодой человек отделался испугом и травмой легкой тяжести: он получил открытый перелом первого пальца, травматический вывих средней фаланги второго пальца и рваные раны на левой стопе.
Что показало расследование
1. Выполнявшим расцепку машинистом была нарушена технология выполнения работ, а также инструкция по эксплуатации вагоноопрокидывающего устройства. Работник должен был дождаться полной остановки движения, зафиксировать полувагон и только потом отцеплять.
2. Не велся контроль хода рабочих операций. Руководители и специалисты подразделения не контролировали ход выполнения работ и соблюдение трудовой дисциплины, тем самым нарушив требования должностных инструкций начальника смены цеха топливоподачи (ЦТП) и заместителя начальника ЦТП по эксплуатации.
Поставил себе подножку

Другой несчастный случай произошел с составителем поездов. Пострадавшему на момент происшествия было 59 лет, и стаж работы на этой должности в организации составлял больше восьми лет. Часто выполнение однотипной работы заставляет нас поверить в то, что ничего не случится в случае нарушения правил, особенно если это делалось неоднократно и ранее происшествий не было. Но это не значит, что их не может быть.
Составитель поездов и машинист тепловоза по заданию начальника смены топливно-транспортного цеха (ТТЦ) осуществляли маневровые работы по приему 63 полувагонов с углем на железнодорожных путях. В 22:30 составитель поездов получил команду поставить в размораживающие устройства (РУ) №1 и 2 по восемь груженых полувагонов. Первая партия полувагонов была поставлена в РУ №2, для второй партии выполнены стрелочные переводы по направлению в РУ №1. Состав двигался по подготовленному маршруту, скорость составляла 6,5 км/ч.
В 23:20 машинист, проехав стрелочный перевод №22, увидел составителя лежащим на обочине пути, слева от состава по ходу движения. Остановив движение тепловоза, коллега направился на помощь. Пострадавший был в сознании, хотя получил множество травм, и на вопрос о том, что случилось, он ответил, что упал. Как выяснилось, во время маневровых работ он находился на подножке вагона, увидел, что его ждет столкновение с сугробом, и неудачно спрыгнул. На машине скорой помощи его направили в краевую клиническую больницу. Составитель поездов получил тяжелые травмы – множественные переломы, пневмоторакс грудной клетки, сотрясение и др., потерял кисть, часть ноги.
Что показало расследование
Были нарушены одни из главных требований безопасности при эксплуатации транспортных средств. В произошедшем виноват составитель поездов: он находился на подножке вагона со стороны движения, на которой был установлен знак «Негабаритное место».
В соответствии с правилами запрещается нахождение работников составительских бригад на специальных подножках вагонов и локомотивов в следующих случаях:
1. При производстве маневров, а также при движении маневровых составов или одиночных локомотивов у высоких платформ или по путям, на которых установлен знак «Негабаритное место».
2. При движении мимо сооружений, имеющих предупредительную окраску в виде чередующихся желтых и черных полос.
3. В местах, где возникла угроза безопасности. В этом случае работник должен или пройти это место по обочине, или проехать его на площадке локомотива или вагона.