Приезжайте к нам на Хуктывун

На юге Якутии есть маленькое село Иенгра. Издали – ничего необычного: несколько десятков домов ютятся вдоль берега неспешной реки. Но жизнь здесь не такая, как в большинстве российских поселков. Местные жители – по преимуществу эвенки – бережно сохранили многие обычаи, доставшиеся им по наследству от далеких предков. Об укладе, кухне, одежде и традициях современных эвенков рассказывает уроженка Иенгры Ольга Эверстова, кассир-оператор Нерюнгринского отделения Амурэнергосбыта ДЭК.

СПРАВКА

Эвенки – коренной народ Восточной Сибири. Также расселены на территории Монголии и северного Китая. Предками эвенков историки считают оленеводов увань, кочевавших в V–VII веках за Байкалом. Слово «эвэнкил» означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». На протяжении столетий эвенков называли тунгусами, лишь в 1930-х годах в оборот официально вошел этноним, основанный на самоназвании народа – «эвэнкил». Всего в мире живет более 77 тыс. эвенков. Из них половина проживает на территории России. Больше всего российских эвенков – свыше 18 тыс. человек – живет в Якутии. Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Религиозные представления эвенков связаны с анимизмом и шаманизмом. Религия современной эвенкийской семьи – это смесь православия и веры в духов.

Осевшие кочевники

Я родилась и выросла в Иенгре. Туда в послевоенные годы направили моих прабабушку и прадедушку – они были каюрами, то есть погонщиками оленей, помогали геологам прокладывать дорогу. История нашего села началась почти век назад с того, что кочевавшие эвенки стали помогать золотопромышленникам перевозить на оленях грузы. Образовались даже целые кооперативы и бригады. Затем на берегу реки Иенгры появилось село, название которого переводится с эвенкийского как «ветвистые рога». Поблизости расположена одна из местных достопримечательностей – шаман-гора. С ней связана одна из традиций, которую принято соблюдать до сих пор: «Хочешь, чтоб дорога была гладкой и без происшествий, повяжи на ветку дерева цветную ленточку. Духи будут довольны».

Перед тем, как отправиться в путь, эвенки соблюдают ритуал: повязывают на ветки деревьев разноцветные ленточки, чтобы заручиться поддержкой духов и попросить удачной дороги.

Семейные узы

Один из обычаев – жить общинами, которые формируются из нескольких семей, связанных кровными узами. В Иенгре таких общин пять, и у каждой свое стадо оленей.

Наша семья Эверстовых входит в общину под названием Гиркиз, в переводе с эвенкийского – «друг». Стадо, которое нам принадлежит, насчитывает 380 оленей. В общине четыре семьи – все родственники бывшего мужа. И пусть мы уже не живем вместе, у эвенков принято: раз я когда-то вошла в их семью, значит, остаюсь при любых обстоятельствах, потому что уже как дочь, не чужая. Даже если я второй раз выйду замуж, свою общину не покину и оленей своих не заберу.

Пока жив олень, жив эвенк

Основные промыслы местных жителей не особо отличаются от традиционных. Мужчины, как и сотни лет назад, занимаются охотой и рыбалкой. На местной звероферме разводят соболей и чернобурых лисиц. Но главное, конечно, олени. У нас есть поверье: пока жив олень, жив эвенк. Для нас это не просто животное, мы оберегаем и чтим наших оленей. Домашних никогда без особой надобности не убиваем. Для добычи мяса и шкуры наши оленеводы-охотники ходят в лес и стреляют там дикого оленя. Кстати, оленье молоко считается деликатесом. Оно намного жирнее, чем коровье. Мы его пьем, взбиваем из него сливки. Но в основном это молоко нужно для маленьких оленят – тогутят.

На дальних пастбищах за животными, как правило, смотрят оленеводы, которых нанимает община. Это очень тяжелая работа. В день оленеводы проходят по несколько десятков километров. На ночь оленей выпускают из загонов, поэтому вставать приходится рано, чтобы загнать их обратно. В летний период они жгут костры и окуривают животных, чтобы отогнать насекомых.

Первого оленя эвенкийскому ребенку дарят сразу при рождении. К сознательному возрасту у каждого из детей уже может быть по несколько оленей. Но живут «личные олени» не в индивидуальных хозяйствах, а в стадах, которые принадлежат общине.

Из простых ингредиентов

Пока мужчины пасут оленей, на женщинах – все остальные домашние хлопоты, в том числе приготовление пищи. Традиционные блюда у нас очень простые. Обычно это вареное оленье мясо, внутренности оленей. Хлеб тоже делаем из самых простых ингредиентов: вода, мука и соль. Жарим на сухой сковороде, без масла. Если мы едем в стадо, на пастбище, как следует запасаемся только самыми необходимыми продуктами: мукой и сахаром. А овощей, масла привозим совсем немного – чтобы ничего не испортилось.

Хранители культуры

В Иенгре стараются сохранить богатое культурное наследие эвенков. Здесь работают уникальный этнографический музей, этнокультурный центр «Эян» и библиотека. Больше 35 лет в селе существует эвенкийский народный фольклорный ансамбль «Юктэ» (с эвенкийского – «родник», «ручеек»).

В школе у нас преподается эвенкийский язык. У меня трое детей-школьников, они могут прочитать текст на родном языке, перевести его, рассказать стихотворение, спеть песню, но свободно им не владеют: дома мы все же говорим по-русски. Чтобы послушать чистую эвенкийскую речь, лучше пообщаться с людьми старшего возраста. Я достаточно хорошо понимаю родной язык, но диалог поддержать могу только на русском.

Тепло, удобно и красиво

Национальный эвенкийский костюм – это не сходящийся на груди кафтан, нагрудник, подвешенный на шею, натазник (короткие штаны), ноговицы (продолжение поясной одежды) и унты. Одежда должна не стеснять движения во время пешей охоты и не давать охотнику вспотеть или замерзнуть. Мужской и женский костюмы отличаются в размере, отделке и украшениях. Одежду эвенки традиционно шили из меха, ровдуги (замши) или сукна. Позже летние костюмы стали делать из байки, сатина или ситца.

Эвенкийский головной убор имеет форму капора. Летнюю разновидность делают из ровдуги, зимнюю шапку шьют из меха лисы, белки, росомахи, украшая меховой оторочкой.

Если вы являетесь представителем коренной народности и хотите рассказать о ней на страницах «Вестника», напишите в редакцию на электронный адрес info@v-rh.ru.

Эвенки отделывают одежду мехом, тканью, бисером, ровдугой, конским и козьим волосом, тесьмой, кожей, подшейным волосом оленя, разноцветными нитками и металлическими бляшками. Чаще всего используют желтый, красный, черный, синий и белый цвета. Женщины украшают волосы узкими полосками кожи, вышитой бисером «лэтэкэ».

За поддержкой – к духам

Почти все в нашей культуре связано с природой. С раннего детства эвенки учат детей бережно относиться ко всему живому. Отсюда идут и местные обычаи, и народное творчество. В разных жизненных ситуациях у нас принято обращаться к духам природы: огня, реки, леса. Мы их почитаем и проводим различные обряды, просим помощи и поддержки. Есть и определенные правила при общении с духами. Например, в лесу нельзя кричать и даже громко говорить. А еще не стоит произносить слово «медведь», чтобы зверь не думал, что его позвали. Если я чувствую, что у меня на душе неспокойно, в семье какой-то разлад, я «кормлю» духа огня. Еще в этой ситуации можно окуривать дом и детей дымом от багульника.

Как проходят традиционные обряды, как выглядит национальная одежда эвенков – можно увидеть во время одного из наших главных праздников, Икэнипкэ. Это наш Новый год, который принято отмечать в начале лета как символ возрождения природы. При этом традиционный русский Новый год эвенки тоже с удовольствием отмечают. Еще одно важное событие для нас – День оленевода, Хуктывун. Главная забава на празднике – гонки на оленьих упряжках. Их ждут целый год. Праздник проходит масштабно и очень весело. Мы всегда рады гостям. Приезжайте к нам на Хуктывун. Добро пожаловать – Нэруэннэргуй!