Марина Селиверстова:
Проблема маловодья в нынешнем году затронула все регионы страны, за исключением бассейна Оби. О том, какая из отраслей народного хозяйства пострадала от засухи больше всего, чьи интересы учитывались при назначении гидрорежимов в первую очередь и чего ждать в дальнейшем от небесной канцелярии, «Вестнику РусГидро» рассказала руководитель Федерального агентства водных ресурсов Марина Селиверстова.
КАСКАД СТАБИЛЬНОСТИ
– Марина Валерьевна, уже понятно, какой ущерб нынешнее маловодье на Волге нанесло народному хозяйству?– Уместнее было бы говорить не об ущербах, а о неполученной выгоде ввиду определенных климатических ограничений. В целом же в регионах, где есть такие мощные аккумуляторы и регуляторы стока, как Волжско-Камский каскад, последствия большой и малой воды максимально сглажены, минимизированы. Потребности всех водопользователей обеспечены в гарантированных параметрах для всех секторов экономики. Существенно смягчается и экологическая ситуация относительно той, какой она могла бы быть, если бы река не была зарегулирована и мы бы не имели запасов воды в водохранилищах. Водохранилища каскада при полном использовании их полезных емкостей способны задержать более половины среднемноголетнего весеннего стока. Накопленные в период весеннего половодья запасы воды используются в период летне-осенней и зимней межени для гарантированного обеспечения водой всех водопользователей.
– Марина Валерьевна, каковы приоритеты Росводресурсов в таких ситуациях?
– При большой воде во главе угла, безусловно, стоят вопросы безопасности населения, всей инфраструктуры нижнего бьефа гидроузлов и самого гидротехнического сооружения, а также минимизации негативного воздействия вод на территории. Когда же водные ресурсы ограничены, наш главный приоритет, закрепленный нормами водного законодательства, – гарантированное обеспечение потребностей питьевого водоснабжения, потому что это основа всей жизнедеятельности.
– Предпринимаются ли специальные меры для экономии водных ресурсов?
– Если же говорить об экономии в контексте управления водными ресурсами, важно понимать: есть дефицит водных ресурсов абсолютный, а есть относительный. Когда речь идет об использовании водных ресурсов зарегулированных речных систем, таких как Волжско-Камский каскад, мы имеем второй вариант, поскольку значительные запасы воды ВКК способны покрыть любые потребности, при этом будет использовано менее 10% ежегодного стока. В данном случае нет необходимости введения жестких мер экономии. Вопрос экономии здесь трансформируется в вопрос управления режимами работы водохранилищ с целью создания наиболее сбалансированных режимов для всех групп водопользователей, учитывая комплексное назначение этих водохранилищ.
ТЕНДЕНЦИЯ НА ПОНИЖЕНИЕ
– Судя по прогнозам, до 2024 года большой воды ждать не приходится...– Тенденции маловодья проявляются все чаще и отчетливее, их география расширяется начиная с 2004 года. На Волге продолжительные дожди в конце второго – начале третьего квартала этого года способствовали сглаживанию ситуации, удалось восполнить запасы Рыбинского водохранилища, снять уровенные ограничения на всем протяжении ВКК. Угнетена маловодьем и в целом гидрометеорологическими условиями Нижняя Волга, Волго-Ахтубинская пойма. К сожалению, в связи с низким притоком воды к водохранилищам каскада весной этого года, а также незначительными полезными запасами воды в водохранилищах на начало половодья специальный весенний попуск в низовья Волги составил 65 км3, аналогичный по объему был в 1996 году.
Сложная гидрометеорологическая ситуация сохраняется на протяжении ряда лет и в бассейне Нижнего Дона на Цимлянском водохранилище. Это большой водно-транспортный коридор, входящий в единую глубоководную систему России. Один из самых грузонапряженных участков Донского бассейна. Кроме транспортной нагрузки, Цимлянское водохранилище – один из крупнейших искусственных водоемов юга России – является объектом коммунально-бытового и промышленного водоснабжения, рыбного хозяйства, гидро-, тепло- и атомной энергетики и орошаемого земледелия. Все потребности этих водопользователей нужно увязать и сбалансировать. Сегодня решение задачи поддержания уровенного режима для обеспечения габаритов судового хода, уровенного режима для водозаборных сооружений гораздо сложнее, чем на Волге.
В последние 19 лет в бассейне озера Байкал (Иркутское водохранилище) наблюдаются низкие характеристики стока, они не ограничены государственной границей и выходят далеко за границу России на территорию Монголии, где также все ярче проявляются черты затяжного маловодья.
– Какая из отраслей более всего страдает от маловодья?
– Всех водопользователей можно разделить на две группы. Одни используют воду, изымая ее, – это промышленные предприятия, ЖКХ, сельхозпроизводители. Вторая, значительная группа использует водные ресурсы без изъятия. К ней относятся гидроэнергетический комплекс, водный транспорт, рекреация и многие другие отрасли. Если для первой группы, осуществляющей водопользование из водохранилищ, даже в условиях маловодья ограничений по водопользованию нет (лишь бы их техническая инфраструктура работала исправно), то для второй группы огромную роль играет уровенный режим, который в периоды маловодья поддерживать сложнее всего. Именно на эту группу напрямую влияют меры экономии водных ресурсов, а именно методы их перераспределения между водохранилищами, что достигается изменением объема сбросных расходов.
Сложнее всего в этой ситуации водному транспорту. Деятельность речников – сезонная, за период навигации им необходимо максимально выполнить все производственные программы по грузовым и пассажирским перевозкам и получить доходы, чтобы продержаться до следующего года. Агентство совместно с Росморречфлотом заранее оценивает ситуацию и ведет поиск приемлемых решений по режимам и графикам.
Ну и конечно, сельское хозяйство в условиях маловодья испытывает существенную нагрузку по целому ряду факторов – собственно маловодье и необходимость увеличения затрат на принудительную подкачку воды, а также целый букет сопутствующих климатических проявлений, температурные режимы в период основных фаз сельскохозяйственного производства.
«Запасы воды ВКК способны покрыть любые потребности, при этом будет использовано менее 10% ежегодного стока».
ГОРДИЕВЫ УЗЛЫ
– В такие сложные периоды, как сейчас на Волге, всегда всплывает вопрос о необходимости поднятия Чебоксарского и Нижнекамского водохранилищ до проектных отметок. Какова позиция Росводресурсов в этом вопросе?– С момента образования агентства в 2004 году наша позиция в этом вопросе всегда была однозначной. Волжско-Камский каскад, безусловно, должен работать в соответствии с проектными характеристиками. То, что сегодня два его водохранилища работают на непроектных отметках, существенно снижает КПД этого сложного водохозяйственного инженерного сооружения. Сейчас полезная емкость всех водохранилищ ВКК составляет 80 км³, и если бы к ней добавилось еще 10 км³, это бы существенно повысило надежность и устойчивость функционирования каскада, а значит, всех секторов экономики, использующих водные ресурсы, плюс значительно смягчило экологическую ситуацию в бассейне Средней и Нижней Волги. Это особенно важно в условиях участившихся маловодных фаз и таких продолжительных группировок маловодных лет.
– Есть ли надежда, что каскад будет достроен?
– Этой теме посвящено не одно заседание на самых разных государственных, правительственных, научных и экспертных уровнях. Последним было совещание в Астрахани под председательством Д. А. Медведева. В адрес РусГидро были даны соответствующие поручения, Росводресурсы совместно с Росморречфлотом участвовали в формировании технического задания. Была проделана большая работа, которая до настоящего времени не завершена, и вопрос до сих пор остается открытым. У проекта есть и свои оппоненты – это ряд общественных организаций и субъектов РФ, отстаивающих иную точку зрения на этот вопрос. Нужно искать оптимум, баланс. Ведь мы понимаем: любое инженерное сооружение эффективно только тогда, когда работает в соответствии с проектными параметрами, а достижение этих параметров – это устойчивое обеспечение развивающихся, растущих потребностей страны в водных и энергоресурсах, поддержание единой глубоководной системы России, улучшение экологического состояния Средней и Нижней Волги.
– Еще одна головная боль всех водопользователей, и особенно гидроэнергетиков, – несанкционированные постройки в водоохранных зонах. Как бороться с этой проблемой?
– Борьба эта сложна, ведется на протяжении многих лет, но без особого успеха. Множество нормативных актов ограничивает и запрещает возводить объекты капитального строительства в прибрежных защитных полосах и зонах непосредственного влияния водохранилищ. Тем не менее власти на местах пренебрегают безопасностью людей, выдают разрешения на строительство вопреки всем нормам и правилам. Президентом РФ, Председателем Правительства даны прямые поручения органам надзора и контроля, главам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований о запрете или ограничении использования затопляемых (подтопляемых) территорий. Работа эта началась, но темпы ее неудовлетворительны.
Последний пример – половодье нынешнего года на Оби. Как только стало необходимо исполнять нормативные повышенные сбросные расходы через Новосибирский гидроузел, в зону подтопления попали дачные поселки, предоставленные ранее гражданам для временного пользования, а затем узаконенные дачной амнистией. Аналогичная ситуация в Иркутске, где застроен нижний бьеф Иркутского гидроузла. Вернуть в исходное безопасное положение ситуацию на практике оказывается непросто. Ведь дать разрешение и отозвать его – это действия, между которыми сложно поставить знак равенства. Вернуть земли в исходное положение гораздо сложнее. Но продолжать эту работу необходимо.
– Почему?
– Решение этой проблемы сопряжено со значительными административными и судебными процедурами и, как следствие, существенными расходами региональных и муниципальных бюджетов, которые в свое время вовлекли эти земли в экономический оборот. Поэтому назвать конкретные примеры, где наконец-то снесли или вынесли из зоны затопления (или подтопления) конкретные строения, я, увы, не могу...
НА ШИРОКУЮ НОГУ
– Какие главные задачи стоят перед ведомством в ближайшее время и в долгосрочной перспективе?– Задачи агентства давно определены и закреплены целым рядом актов. В самом широком смысле это, конечно, создание водноресурсных условий устойчивого развития и реализации программ социально-экономического развития страны. Задачи уточняются исходя из конкретных народно-хозяйственных экономических планов, текущей ситуации, но в целом остаются неизменными: обеспечение гарантированных потребностей населения и объектов экономики в водных ресурсах; минимизация вредного воздействия вод; безопасность. Учитывая столь серьезные проявления маловодья на Дону, Волге, Ангаро-Байкальском бассейне, это, конечно, гарантированное обеспечение всех секторов экономики и населения, социальной сферы водными ресурсами – это наша важнейшая, ежедневная задача сегодня, и все усилия ведомства направлены на ее решение. Второе – минимизация вредного воздействия воды. Водная стихия приносит не только очевидные блага, но и обладает огромной разрушительной силой, поэтому крайне важно развивать инженерную защиту территорий и населения от этого воздействия.
Если говорить о задачах в сфере международного сотрудничества, это, конечно, вопросы охраны, справедливого и разумного водопользования и вододеления трансграничных водоемов и водотоков с нашими соседями – Монголией, Китаем, Казахстаном, Азербайджаном, Финляндией, Эстонией. Россия обладает одной из самых протяженных границ, и значительная ее часть проходит по водным объектам, именно поэтому Россия является стороной 10 межправительственных соглашений (кстати, наибольшее число в мире). В целом могу констатировать, что сегодня наше сотрудничество со всеми соседями складывается конструктивно и интересы Российской Федерации в водно-ресурсной сфере на трансграничных бассейнах обеспечены.
PROFILE
Родилась: 8 марта 1963 года.
Училась: Московский юридический институт, аспирантура Российской академии государственной службы при Президенте РФ по кафедре государственного управления и правового обеспечения государственной службы.
Работала: С 1980-го по 2002 год – в органах местного самоуправления, представительных и исполнительных органах государственной власти, организациях. В 2002-2003 годах – начальник отдела контроля и организационно-методической работы Приволжской окружной инспекции Главного контрольного управления Президента РФ Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе (Нижний Новгород). В 2004-2005 годах – начальник Управления экономического и правового обеспечения Федерального агентства водных ресурсов. С 2005 года - заместитель руководителя Федерального агентства водных ресурсов. 15 июля 2009 года распоряжением Председателя Правительства РФ В.В.Путина назначена руководителем Федерального агентства водных ресурсов.
Звания: «Заслуженный юрист Российской Федерации»; Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. Орден Почета, медаль Ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени; грамота Президента РФ к памятной медали «XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года в г. Сочи»; Нагрудный знак МПР России «Отличник водного хозяйства»; юбилейная медаль ВОСВОДА «135 лет ВОВСВОД России» и благодарность; грамота Президента Республики Саха (Якутия); памятный знак Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Участник ликвидации аварии на Саяно-Шушенской ГЭС»; медаль Службы внешней разведки РФ «90 лет ИНО-ПГУ-СВР»; медаль Главного управления специальных программ Президента РФ «За содействие в обеспечении специальных программ»; государственная награда Республики Татарстан - медаль «За доблестный труд»; медаль МЧС России «За содружество во имя спасения»; нагрудный знак «Почетный работник гидрометеослужбы России»; медаль «За выдающийся вклад в развитие Кубани» I степени; памятный знак «За труд на благо города» в честь 120-летия со дня основания города Новосибирска; медаль МЧС России «За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации»; памятная медаль и грамота Президента РФ «XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани»; грамота Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии к 10-летию создания Росводресурсов за плодотворный труд, высокий профессионализм; почетная грамота губернатора Краснодарского края; благодарность Председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ.