Край света

Генеральный директор ПАО «Камчатскэнерго» Сергей Кондратьев рассказывает об уникальных возможностях для развития ВИЭ в регионе, где энергия «лежит» буквально под ногами (и толстым-толстым слоем снега), об обновлении инфраструктуры и борьбе с неплатежами.

СИЛЫ ПРИРОДЫ 

– В чем особенность камчатской энергетики?

– Мы ведем свою деятельность в сложных природно­климатических условиях, сталкиваемся с циклонами, землетрясениями, ветровыми нагрузками, гололедообразова нием на высоковольтных линиях. Районы обслуживания расположены в условиях бездорожья. Не редкость здесь сильные снегопады с выпадением за раз осадков, превышающих месячную норму, сход лавин.

Камчатская энергосистема включает в себя центральный энергоузел (ЦЭУ) и изолированные энергоузлы. Основными генерирующими источниками в центральном энергоузле являются: ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, работающие на природном газе и топочном мазуте. Мутновские геотермальные станции и каскад Толмачевских гидроэлектростанций. В изолированных энергоузлах тепло и свет обеспечивает наше дочернее общество АО «Южные электрические сети». На севере Камчатки, куда и добраться порой не получится, работают дизельные станции, ветровые станции и котельные. 

– На Камчатке действует три из пяти российских геотермальных электростанций. В чем специфика таких объектов генерации? 

– На плато Мутновского вулкана расположены Мутновская ГеоЭС-1 мощностью 50 МВт, Верхне-Мутновская геотермальная электростанция мощностью 12 МВт – на них приходится около 30% выработки электроэнергии Центрального энергоузла, - а также Паужетская ГеоЭС, обеспечивающая энергоснабжение изолированного Озерновского энергоузла. Кстати, Паужетская ГеоЭС является первой геотермальной электростанцией такого типа, построенной в России.

В отличие от других электростанций основная статья затрат при производстве электрической энергии на ГеоЭС – эксплуатация существующих и бурение новых скважин. Кстати, наши скважины функционируют уже более 15 лет, и ГеоЭС зарекомендовали себя как устойчивый источник генерации. Особенность эксплуатации наших ГеоЭС состоит в том, что они находятся в 110 км от Петропавловска-­Камчатского, в труднодоступной местности, где снеговая нагрузка порой достигает 15–17 метров. Путь к станциям из­за сложных метеоусловий иногда занимает 11–12 часов. Люди работают вахтовым методом по две недели.

– Может ли Камчатка в перспективе полностью перейти на геотермальную энергию и другие виды ВИЭ?

– Будущее региональной энергетики действительно за возобновляемыми источниками энергии. Камчатка имеет огромный опыт и потенциал для развития ВИЭ: гидроэнергетических, геотермальных, ветроэнергетических. В крае успешно реализуются проекты в области ветровой энергетики, особенно в изолированных районах. Ветродизельные установки действуют на Командорских островах, в Усть-­Камчатске, в поселке Октябрьском. Планируем обеспечить ими еще пять поселков. В целом потенциал возобновляемой энергетики Камчатского края можно исчислять сотнями МВт.

– Что мешает использовать этот возобновляемый потенциал? Длительный срок окупаемости проекта?

– Не только. В крае пока просто нет потребности электрической мощности в таком объеме, без генерации тепловой энергии. В случае значительного роста электропотребления – а такие прогнозы существуют – у возобновляемой энергетики полуострова есть будущее. 

ТРЕБУЕТСЯ РАЗВИТИЕ 

– В каком состоянии находятся генерирующие, сетевые, тепловые объекты региона? Какие действия компания предпринимает для снижения износа? 

– Наша основная задача – обеспечение стабильного и безаварийного энерго- и теплоснабжения региона. Сейчас основные мероприятия энергокомпании направлены на подготовку к осенне-зимнему периоду 2018-2019 годов, что требует значительных затрат. Но мы твердо уверены: запас надежности нашего оборудования прочный.

Основные станции ТЭЦ­-1 и ТЭЦ­-2 находятся в хорошем техническом состоянии. 

На большей части муниципальных котельных, которые были переданы Камчатскэнерго в 2011 году после банкротства ГУП «Камчатсккоммунэнерго», мы реализуем проекты по модернизации оборудования.

Строятся и новые объекты теплогенерации. Так, в 2013 году в Петропавловске­Камчатском успешно реализован первый проект в крае по переводу котельных на сжигание природного газа. В Елизово, втором по величине городе полу острова, совместно с правительством Камчатского края строим и запускаем в работу две котельные, которые могут работать как на газе, так и на мазуте.

Таким образом, могу сказать, что деятельность нашей компании направлена не только на поддержание работоспособности энергетических мощностей, но и их модернизацию, внедрение новых технологий производства энергии, замещающих затратный метод производства более экономичным и эффективным.

К сожалению, нет вечных технологий. Как и любой компании, нам сегодня нужны инвестиции в модернизацию, которая позволит оборудованию стабильно работать и функционировать еще много лет.

– Циклоны, извержения вулканов, землетрясения… Какие меры принимаете сегодня для того, чтобы энерго- и теплоснабжение потребителей меньше страдало от природных катаклизмов? 

– Как и в любом другом сейсмоопасном регионе, на Камчатке при проектировании зданий и сооружений закладывается большой запас сейсмостойкости — до 9–10 баллов. Особенно это касается объектов жизнеобеспечения. К циклонам мы готовы всегда. Да и люди на Камчатке, закаленные самой природой, всегда уверены в том, что энергетики справятся с самой трудной задачей. Когда на улице идет сильный снег, а шквалистый ветер наметает метровые сугробы, в домах камчатцев тепло и светло.

Энергетики полуострова за 54 года работы научились справляться со всеми погодными катаклизмами. Накануне подхода очередного в Камчатскэнерго вводится режим повышенной готовности, мы увеличиваем численность оперативно­выездных бригад филиала «Центральные электрические сети», запускаем дополнительное резервное оборудование, проводим внеочередные испытания установок плавки гололеда, позволяющие ЛЭП более эффективно нести нагрузку в условиях непогоды.

– Какие шаги по модернизации сетевого хозяйства предпринимаются с учетом перспектив развития территорий опережающего развития на полуострове?

– Создание ТОСЭР «Камчатка» дало колоссальный толчок развитию всех отраслей на полуострове. Там, где еще вчера были поле или лес, мы начали возводить новые подстанции, прокладывать линии. В прошлом году завершили работы по строительству подстанции 35/10 кВ «Морозная»: построены две кабельные ВЛ протяженностью 5 км каждая для технологического подключения горнолыжной базы «Морозная». В настоящее время полным ходом идут работы на проектах ТОСЭР «Туристический кластер». 

В рамках реализации данных проектов приобретены и доставлены на полуостров силовые трансформаторы, комплектные распределительные устройства, комплектная трансформаторная подстанция, шкафы релейной защиты, высоковольтные выключатели и разъединители. 

Определенные ограничения на скорость подключения новых потребителей накладывает наше географическое расположение. Все оборудование изготавливается либо в центральной части РФ, либо на континентальном Дальнем Востоке, и требуется немало времени для его доставки по железной дороге или морю. Так что трудность транспортной логистики накладывает свой отпечаток на ход проекта. Кроме того, сказывается дефицит квалифицированных кадров.

– Кого из специалистов не хватает на Камчатке больше всего? Сложно ли привлечь молодежь из материковой России? 

–  Не хватает всех: сварщиков, бухгалтеров, строителей, сметчиков. Чтобы снять дефицит кадров, мы развиваем программу наставничества и всячески поощряем сотрудников, которые занимаются с молодежью, погружают новичков в производственные процессы. Также Камчатскэнерго заключило договоры с профильными вузами, студенты которых приезжают к нам на практику. Что касается привлечения молодых специалистов с материка, то ситуация противоположная: наша молодежь едет учиться в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, и, к сожалению, возвращаются лишь единицы… Однако всех, кто возвращается, мы обеспечиваем работой и создаем им максимально комфортные условия для профессионального развития. 

ВЕРНУТЬ БЫ СВОЕ… 

– Насколько остро на Камчатке стоит проблема неплатежей? 

– С 2010 года так называемые исполнители коммунальных услуг – управляющие организации – вообще отказались нам платить. Для того чтобы убрать недобросовестных посредников, мы, не имея иных рычагов воздействия на злостных неплательщиков, с 2012 года организовали работу по переводу платежей жителей многоквартирных домов на прямые расчеты с Камчатскэнерго. Сегодня нам платят порядка 80% населения Петропавловска-Камчатского, Елизовского и Мильковского, Усть-Большерецкого районов края. Собираемость платежей от жителей составляет до 94% по тепловой энергии и до 98% – по электрической.

Некоторые руководители управляющих организаций на деньги, собранные с населения за потребленные энергоресурсы, вместо того чтобы заплатить Камчатскэнерго за поставленный товар, например, покупают себе квартиры в Москве, дорогие авто, партии рыбных консервов, которые потом перепродают… Схема деятельности таких управляющих компаний налажена – накопить долги, обанкротить свою организацию и забыть про кредиторов.

Мы вынуждены бесконечно судиться, чтобы взыскать деньги, выигрываем дела. Проблема заключается в том, что получить хоть что-то в большинстве случаев невозможно. Средства уже потрачены, а имущества у этих компаний при многомиллионном обороте изначально нет.

– У Камчатскэнерго есть в должниках и предприятия, подведомственные Министерству обороны. Можно ли найти управу на такого клиента? 

– Юристы энергокомпании проводят весь комплекс досудебной работы в строгом соответствии с действующим законодательством и регламентирующими документами. Мы ведем переговоры со всеми возможными инстанциями, вплоть до Министерства обороны РФ. Кроме того, обращаемся в правительство Камчатского края, в военную прокуратуру, постоянно информируем курирующее нас ведомство – Министерство энергетики РФ. Вопрос ограничений объектов, подведомственных Минобороны, спорный. С одной стороны, в соответствии с действующим законодательством мы вправе уменьшить поставки электроэнергии до уровня аварийной брони. С другой стороны, от контролирующих органов неоднократно поступали предостережения со ссылкой на Указ Президента РФ от 23.11.1995 № 1173, запрещающий вводить любые ограничения на такие объекты, и они в настоящее время не вводятся.

Считаю, что эту проблему нужно рассматривать на уровне Правительства РФ, поскольку она затрагивает не только Камчатский край, но и весь Дальний Восток, где находится много войсковых частей.

Выход только один – долг необходимо погасить, причем в кратчайшие сроки.

ВМЕСТЕ – ДЕШЕВЛЕ 

– На Камчатскэнерго не так давно возложены функции управляющей компании АО «Геотерм» и ПАО «КамГЭК». В чем логика этого решения? 

– Основная цель объединения – повысить надежность энергоснабжения потребителей. У компаний должна быть единая инвестиционная программа, позволяющая оптимально распределять такой инвестиционный источник, как амортизация, между станциями, когда им  требуются вложения в бурение новых скважин. Второй немаловажный фактор – оптимизация схемы управления предприятиями. Централизация управления позволит оптимизировать некоторые функции исполнительных аппаратов компаний и получить серьезный экономический эффект.

Кроме того, объединение компаний, деятельность которых нацелена на один фронт работы, несомненно, положительно скажется на координации работы всех предприятий и закономерно приведет к развитию бизнес-процессов в масштабах деловой активности каждого предприятия в отдельности, а также поможет в решении конкретных задач Обществ в реализации программ и проектов.

Цифра
123,56 млн рублей – планируемый экономический эффект, который даст реорганизация ПАО «Камчатскэнерго» путем присоединения ПАО «КамГЭК» и АО «Геотерм»

Справка

Родился: 22 октября 1978 года.

Учился: Камчатский политехнический техникум по специаль­ности «экономика, бухгалтерский учет и контроль», Московский государственный университет сервиса по специальности «бухгалтерский учет и аудит».

Работал: в энергетике с 2002 года, прошел путь от заместителя главного бухгалтера ОАО «Геотерм», заместителя директора, затем директора филиала ОАО «Камчатск­энерго» – «Энерго­сбыт» до заместителя генерального директора по сбыту ОАО «Камчатск­энерго». В 2012 году перешел на работу в органы государственной власти, возглавив Министерство ЖКХ и энергетики Камчатского края. Награжден почетной грамотой правительства Камчатского края. С 31 мая 2014 года избран генеральным директором ОАО «Камчатск­энерго».