Эдуард Скрипка: «Важно не где, а с кем работать»

Сторонник технологий, проверенных временем.

Эдуард Скрипка – самый молодой технический директор ГЭС в РусГидро. То, что руководство холдинга не ошиблось с выбором, Скрипка доказал довольно быстро: коллектив станции успешно и досрочно завершил один из сложнейших проектов ПКМ – реконструкцию распредустройства. О том, каково это – кардинально поменять место работы и жительства, о выборе профессии и переменах, которые переживает ГЭС, Эдуард Михайлович рассказал «Вестнику».

ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА 

– Эдуард Михайлович, уже три года вы – главный инженер Воткинской ГЭС. Сложно ли было вам решиться на переезд из Новосибирска в Чайковский? 

– Конечно, решение было непростым. На тот момент я проработал на Новосибирской ГЭС 15 лет. На станцию пришел со студенческой скамьи, начинал инженером в группе высоко­вольтных испытаний и измерений, через три года перешел в производственно-техническую службу, в итоге дорос до заместителя главного инженера. И принимая предложение возглавить технический блок Воткинской ГЭС, меньше всего думал о размере города. Гораздо важнее – не где, а с кем работать. Плюс возможность применить полученные знания. Кстати, за время работы на Новосибирской ГЭС я смог побывать на многих станциях холдинга, а на Воткинской ни разу не был. Зато знал, что на каждом из объектов компании работает сплоченная команда единомышленников, Воткинская ГЭС не стала исключением.

– Вы не из тех людей, кто боится кардинальных перемен?

– Безусловно, хотя весь мой предыдущий трудовой путь, казалось бы, говорит об обратном.

– Трудно ли было находить общий язык с новыми коллегами?

– Мой наставник, бывший главный инженер Новосибирской ГЭС Александр Михайлов, напутствовал меня так: «Не спеши, присмотрись к людям, они должны поверить в тебя». Однако присматриваться времени не было, нужно было включаться в работу. Меня поддержали и директор станции Алексей Бяков, и бывший главный инженер Александр Деев, энергии и энтузиазму которых можно только позавидовать. Вообще, коллектив здесь очень дружный и сплоченный, заинтересованный в поиске лучших решений, так что процесс адаптации прошел быстро.

– В РусГидро Воткинская ГЭС всегда была на хорошем счету, особенно в части состояния оборудования. На ваш взгляд, это действительно так? И какие новшества вы бы предложили внедрить здесь?

– Несмотря на возраст, станция в хорошем состоянии. А что касается нововведений, тут главное – не навредить. Гидроэнергетика – отрасль очень консервативная, и недостаточно проверенное на практике техническое решение может обойтись слишком дорого. Нам в этом плане гораздо проще: все станции РусГидро обмениваются положительным опытом и, что еще важнее, учатся на ошибках друг друга. Так что я сторонник только тех ­ноу-хау, которые доказали свою эффективность и проверены временем.

МОДЕРНИЗАЦИЯ НОН-СТОП

– Вы стали техническим директором Воткинской ГЭС, по сути, в самом начале программы комплексной модернизации станции. Почему ПКМ здесь началась не с замены гидроагрегатов, как на большинстве ГЭС, а с реконструкции распред­устройства? 

– По нескольким причинам. Во-первых, состояние генерирующего оборудования было не столь критичным. Во-вторых, были учтены и возможности основных поставщиков нашего оборудования, задействованных во множестве проектов ПКМ на разных станциях. Анализ показал, что главной на тот момент проблемой было состояние оборудования ОРУ-500 кВ – ровесника самой станции. А поскольку наша подстанция 500 кВ является узловой для ОДУ Урала и обеспечивает перетоки из Сибири в Центр, было принято решение начать именно с реконструкции распредустройства.

– С какими сложностями пришлось столкнуться при реализации этого ­проекта? 

 – Особенных технических сложностей не возникало, однако у нашего КРУЭ есть существенное отличие: мы отказались от применения кабельных вставок, заменив их наружными экранированными элегазовыми токопроводами, что упростило схему подключения ВЛ 500 кВ и существенно повысило надежность распредустройства. Но ­поскольку проект реализовывался с участием зарубежного партнера, испанской компании «Ибердрола», пришлось столкнуться с иными проблемами, прежде всего с разницей в менталитете российских и испанских инженеров. Зачастую было непросто настаивать на строгом соблюдении сроков, однозначно трактовать требования, изложенные в контракте. Мы находились в непрерывном диалоге и в конечном итоге нашли общий язык и завершили проект досрочно. В общем, это был очень ценный опыт.

– В следующем году на станции начнется масштабная замена гидроагрегатов, которая продлится почти десятилетие. Какие чувства вы испытываете перед этой огромной работой, которая будет проводиться впервые за полвека существования Воткинской ГЭС?

– Груз ответственности, конечно, велик: успешная реализация этого проекта – залог надежной и безопасной эксплуатации станции на следующие полвека. Зато начало пути к новой, по сути, станции вдохновляет весь коллектив, в том числе ветеранов и персонал ремонтных дочерних компаний. 

По мнению директора Воткинской ГЭС Алексея Бякова, лучше всего технического руководителя станции характеризуют строки Бориса Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути...».

– Эдуард Михайлович во всех рабочих вопросах разбирается досконально, – ­говорит Алексей Георгиевич. – А отличное знание нормативной базы помогает ему обосновать свою точку зрения и добиться в итоге максимально возможного ­результата.

– Объем знаний, которыми обладает Эдуард Скрипка, поражает: от физических принципов выработки электроэнергии до колебаний курса на валютном рынке, – рассказывает заместитель главного инженера по эксплуатации Сергей Цирлин.

ПОДГОТОВКА – ЗАЛОГ УСПЕХА

– Что сейчас делается на станции, ­чтобы максимально подготовиться к такому масштабному проекту? 

– Готовим монтажную площадку, склады для приемки и размещения нового оборудования, обустраиваем подъездные пути, начали реконструкцию оборудования очистных сооружений. Еще одна задача – увязать замену гидроагрегатов с другими проектами ПКМ, реализующимися на станции. И конечно, разрабатываем технические решения по вспомогательным системам, которые будут обеспечивать работу нового оборудования. В прошлом году мы завершили реконструкцию кранов машзала, поменяли на них все электрооборудование и системы управления, так что нашим крановщикам будет ком­фортно и удобно работать. 

– Сколько машин в год вы планируете менять и чем новые агрегаты будут отличаться от своих предшественников? 

– Ежегодно будем менять по одной машине. Основные плюсы новых агрегатов – повышенные КПД и мощность (115 МВт вместо нынешних 100), более надежное пятилопастное рабочее колесо, экологичность, современные системы регулирования и автоматизированного управления. 

ПУТЬ К МЕЧТЕ

– Вы выбрали профессию гидроэнергетика в самом начале 1990-х, когда интерес к инженерным специальностям уже упал. Кто повлиял на ваше решение? 

– Никто давления на меня не оказывал. В старших классах понял, что мечтаю работать на ГЭС – притом что ни на одной гидростанции не был ни разу.
 
– Говорят, что профессия гидроэнергетика требует полной самоотдачи и жертвовать ради нее приходится многим. Вам лично чем пришлось пожертвовать? 

– О каких жертвах может идти речь, если я занимаюсь любимым делом и каждый день, приходя на станцию, понимаю, что это мое?! 

– Пожелаете ли своим детям такую профессиональную судьбу?

– Конечно! Главное – чтобы они нашли свое дело, состоялись как профессионалы. Моя ­супруга тоже работает в РусГидро, и на нашем примере, надеюсь, им будет легче сделать выбор.

– Расскажите, пожалуйста, о гидростанции вашей мечты. Какая из ГЭС компании ближе всего к вашему идеалу?

– Для меня станция мечты – это та, на которой я работаю. Она непрерывно меняется, улучшается, ставит новые задачи и заставля­ет развиваться. И главная награда за наш труд – это возможность пройти весь путь от идеи до законченного объекта и испытать гордость за причастность к его созданию.

Родился: 27 ноября 1974 года в Новосибирске.
Учился: Новосибирский государственный технический университет по направлению «электроэнергетика».
Работал: трудовой путь начал в 1997 году на Новосибирской ГЭС с должности инженера группы высоковольтных испытаний и измерений и вырос до заместителя главного инженера по технической части. С 2012 года по настоящее время – первый заместитель директора – главный инженер Воткинской ГЭС.