Вверх по течению
В феврале этого года на Жигулевской ГЭС сменился главный инженер. Событие вполне ожидаемое: прежний технический директор станции Владимир Хуртин давно задумывался об уходе на заслуженный отдых и ждал преемника. Им оказался человек хоть и со стороны, но в то же время хорошо знакомый – заместитель главного инженера по технической части Волжской ГЭС Олег Лытиков. О том, трудно ли было расставаться с Волжской станцией и насколько сложно соответствовать тем высоким критериям профессионализма и ответственности, которые заложил Владимир Хуртин, «Вестник» спросил у нового главного инженера.
ВЫСОКАЯ ПЛАНКА
– Олег Леонидович, насколько мне известно, к вам давно присматривались в исполнительном аппарате РусГидро. В принципе, никто не удивился бы, если бы вас забрали в Москву, в головной офис компании. Насколько назначение техническим директором Жигулевской ГЭС стало для вас неожиданным?– Неожиданным оно не было. В июне 2015 года я принял участие в конкурсе РусГидро на должности заместителя главного инженера по технической части и главного инженера. К тому моменту отработал пять лет замом главного инженера по технической части, так что некоторый опыт уже был. И еще до того, как я узнал о результатах конкурса, мне позвонили из центрального аппарата холдинга и предложили подумать о переезде на Жигулевскую ГЭС.
– Долго думали?
– Нет, практически сразу дал согласие.
– Волжская ГЭС, по сути, – это вся ваша трудовая биография, вы отдали ей 23 года. Трудно ли было расставаться?
– Конечно, трудно. Ведь там я прошел большой путь от слесаря машинного цеха, знаю эту станцию от и до, там остались мои друзья, коллеги, наставники… Весь профессиональный опыт я приобрел на Волжской ГЭС. Хотя и Жигулевская станция не была для меня terra incognita. Часто бывал здесь на различных совещаниях, проводимых РусГидро, знаком со многими коллегами.
– В чем, на ваш взгляд, основные отличия Волжской и Жигулевской ГЭС? Какие особенности вверенной вам станции сразу бросились в глаза?
– На самом деле они очень похожи. С точки зрения проектов, эти станции – как две сестры: здание ГЭС, выбор основного оборудования. Основные отличия – в компоновке гидротехнического сооружения и схемы выдачи мощности, хотя и здесь некоторые решения практически идентичны. А когда заходишь в машинный зал, словно переносишься в пространстве – так он похож на машзал Волжской ГЭС, и гидроагрегаты точно такие же.
Владимир Хуртин: «Я часто бываю на станции и вижу, что мой преемник – человек толковый, основательный. Во многих вопросах мы абсолютно совпадаем. Радует, что он бережно относится к традициям, сложившимся на Жигулевской ГЭС, и поддерживает коллектив. А вопросы более тонкой перенастройки – это лишь дело времени».
НА ОДНОЙ ВОЛНЕ
– Ваш предшественник Владимир Хуртин – фигура масштабная во всех смыслах этого слова. Трудно ли соответствовать высоким стандартам – как инженерным, так и человеческим, которые заложил Владимир Анатольевич?– Безусловно. Владимир Анатольевич развернул здесь программу технического перевооружения, и в ее рамках уже сделано очень многое. Он воспитал квалифицированный, надежный коллектив, а без этого совершенно нереально затевать и претворять в жизнь проекты такого масштаба. Так что пока мне трудно соответствовать. Но необходимо.
– В августе 2014 года в интервью «Вестнику» Владимир Анатольевич сказал следующее: «Никогда не уйду, хлопнув дверью. Обязательно передам станцию в надежные руки и буду помогать своему преемнику всем, чем смогу». Сдержал ли Хуртин свое слово?
– В полной мере. Мы очень плотно контактируем: я могу обратиться к нему с любым вопросом, он часто бывает на станции, очень переживает за свое родное предприятие, которому отдал четыре десятилетия трудовой жизни. Он и сейчас делает для Жигулевской ГЭС очень многое. А вот передал ли он станцию в надежные руки – время покажет…
– Как вас принял коллектив?
– Очень хорошо. Практически сразу у нас сложилось полное взаимопонимание, и я постоянно ощущаю поддержку коллег. Это, конечно, очень сгладило трудности перехода и адаптации на новом месте. Вообще, коллективы станций очень похожи – они как одна семья, и это сразу ощущается на любой из ГЭС РусГидро. Здесь работают люди, заинтересованные в результатах своего труда, понимающие ответственность за вверенное им производство. В энергетике, как известно, невозможно складировать выпущенную продукцию, она сразу же выдается с шин потребителям – бесперебойно и надлежащего качества. Поэтому и требования к персоналу, и черты коллективов очень схожи. Команда Жигулевской ГЭС очень ответственна и профессиональна.
На Жигулевской ГЭС работают люди, заинтересованные в результатах своего труда, понимающие ответственность за вверенное им производство».
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ
– На станции реализуется программа комплексной модернизации. Какой из ее проектов для Жигулевской ГЭС самый сложный и почему?– Один из самых сложных и ответственных – проект реконструкции распределительного устройства ОРУ-500 кВ. Сложность его в том, что оборудование высоковольтное, работы выполняются в строжайшие сроки в соответствии с утвержденным графиком, согласованным Системным оператором. Поскольку Жигулевская ГЭС является регулирующей, отклонение от графиков вывода и ввода оборудования совершенно неприемлемо. Любая задержка, будь то поставки оборудования, проблемы с монтажом, должна решаться в строго определенные сроки. На сегодняшний день более половины работ на этом участке выполнено, в 2018 году реконструкция ОРУ должна полностью завершиться. Вторая, не менее сложная и ответственная задача – замена гидротурбинного оборудования. Этот проект также накладывает на нас множество ограничений, особенно по срокам вывода и ввода станционных машин, исполнению контрактных обязательств.
– Чему вас научила Волжская ГЭС и чему учит Жигулевская станция?
– Прежде всего тому, что нельзя стоять на месте. Гидроэнергетику необходимо развиваться, двигаться вперед, намечать цели и планомерно их достигать.
– Сейчас вы уже понимаете, что Жигулевская ГЭС – это надолго? И какую главную задачу ставите перед собой как технический директор одной из крупнейших ГЭС страны?
– Да, я пришел сюда надолго. И надеюсь сохранить существующие высокие темпы реконструкции, выполнить все, что запланировано производственной программой, поддерживать надежность оборудования, а главное – сохранить уникальный коллектив, без которого со всем вышеперечисленным не справиться.
– Расскажите, пожалуйста, про династию гидроэнергетиков Лытиковых. Каков ее общий стаж и кто сегодня готов продолжить путь отцов и дедов?
– Ее основателем стал мой отец – Леонид Борисович Лытиков. Он начал свой трудовой путь на Волжской ГЭС дежурным машинистом оперативной службы. Затем перешел в Спецгидроэнергомонтаж, где работает и по сей день. В прошлом году он отметил 70-летие, но продолжает трудиться. Вслед за ним в машинный цех Волжской ГЭС пришел я. Средний брат, Юрий Леонидович, начинал путь в энергетике в монтажной организации, а сейчас работает в представительстве концерна «Силовые машины» в городе Волжском, участвует в проектах замены гидротурбинного и гидрогенераторного оборудования Волжской ГЭС. Младший брат, Максим Леонидович, тоже начинал монтажником, теперь возглавляет организацию «Энергомакс». Так что общий стаж Лытиковых в отрасли уже больше века. Надеюсь, что семейные традиции продолжит и мой сын. Сейчас он учится по специальности «техника высоких напряжений» в Санкт-Петербургском политехническом университете. Если он решит связать судьбу с энергетикой, конечно, помогу ему и знаниями, и опытом.
Родился: 6 июля 1970 года в г. Волжском Волгоградской области.
Учился: Волгоградский государственный технический университет.
Работал: трудовой путь начал в 1993 году на Волжской ГЭС. Здесь он прошел все ступеньки карьерной лестницы – от слесаря машинного цеха до заместителя главного инженера по технической части. С февраля 2016 года первый заместитель директора – главный инженер Жигулевской ГЭС.
Награды: почетная грамота Волжской ГЭС (2003), благодарность Министерства промышленности и энергетики РФ (2004), благодарность Министерства промышленности и энергетики РФ (2011).