Сергей Большаков: «Мы станем сильной, самодостаточной компанией»
В июне «дочка» холдинга отметила день рождения: ровно год назад в новое ДЗО начали набирать персонал. Сегодня компания оказывает полный спектр транспортных услуг действующим и строящимся станциям холдинга, а также сторонним заказчикам – от наземных и речных пассажирских перевозок до транспортировки тяжелых грузов. О том, как проходил процесс объединения, трудностях перехода и первых достижениях «Вестнику» рассказал ее генеральный директор Сергей Большаков.
ЭФФЕКТ МАСШТАБА
Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, об истории создания транспортной компании РусГидро.– В 2013 году транспортные участки всех филиалов холдинга было решено объединить на базе уже действующего ДЗО – Саяно-Шушенской транспортной компании. Для эффективного управления новой «дочкой», учитывая географию ее присутствия, исполнительный аппарат разместили в Центральном регионе – на базе Загорской ГАЭС.
– Какова структура транспортной «дочки»?
– В ее состав входят Дальневосточный, Саяно-Шушенский, Южный, Приволжский, Центральный и, с недавнего времени, Московский филиалы, которые, в свою очередь, подразделяются на участки. При этом мы постарались максимально сократить количество филиалов, чтобы избежать неоправданного роста затрат на управление.
– Для чего было нужно подобное объединение? Ведь, казалось бы, прежняя схема была вполне жизнеспособна...
– Пока транспортные участки входили в состав филиалов, их деятельности придавалось второстепенное значение. Это логично, ведь основная задача ГЭС и ГАЭС – выработка электроэнергии, надежная и безаварийная работа оборудования. Эффективность работы транспорта оставалась за кадром, а ведь это тоже целый производственный комплекс, включающий контроль технического состояния авто и расхода горюче-смазочных материалов, приобретение запчастей, ремонты, своевременную замену транспортных средств и, конечно, безопасность перевозок. Для транспортной компании эта деятельность профильная, и наша задача – вести ее максимально эффективно. Для этого мы используем современные методы контроля за эксплуатацией автопарка: спутниковую систему ГЛОНАСС/GPS, датчики топлива, данные которых автоматически загружаются в систему бухгалтерского учета и отчетности. Еще один существенный плюс консолидации – возможность расширять сферу деятельности, создавать новые производственные участки под конкретные проекты, в том числе для сторонних заказчиков. Дополнительные доходы плюс совокупный амортизационный эффект позволяют нам обновлять автопарк.
Дмитрий Стапран, директор по организационному развитию РусГидро, председатель Совета директоров ОАО «Транспортная компания РусГидро»:
– На мой взгляд, главные задачи, которые ставило руководство холдинга, принимая решение о создании новой транспортной «дочки», достигнуты. Мы управляем этим хозяйством единообразно, благодаря чему оптимизировали затраты, обеспечили обновление автопарка и предоставляем холдингу и сторонним заказчикам более качественные транспортные услуги. Плюс изменилось само отношение к транспортному бизнесу – теперь руководители филиалов стали относиться к нему как к услуге, а не как к чему-то само собой разумеющемуся.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
– Известно, что любые перемены тревожат. Как прошел переход сотрудников в новое ДЗО? Мы помним, что тогда были опасения, что люди потеряют в зарплате или льготах...– Конечно, поначалу такие опасения были, люди беспокоились, задавали множество вопросов. Мы встречались с коллективами, разъясняли необходимость перемен, убеждали, что хуже не будет. Тут нам очень помогли департамент управления персоналом и департамент по связям с общественностью. Итогом этих переговоров стало то, что люди перешли к нам, не потеряв ни в зарплате, ни в льготах. Наш коллективный договор идентичен аналогичному документу материнской компании. Точно так же, как в филиалах, мы проводим индексации зарплат, выполняем все обязательства по социальным программам, при этом не поднимая тарифов для основного заказчика. Так что период становления пройден успешно, ценные кадры мы не потеряли, что, собственно, и было одной из главных задач руководства РусГидро. Сегодня в транспортной компании работают 779 человек, притом что ровно год назад штатная численность персонала составляла 160 специалистов.
– Актуальна ли для вас проблема нехватки квалифицированных кадров?
– Возможно, кого-то мой ответ удивит, но недостатка в профессионалах мы не испытываем. Текучесть кадров в транспортной компании – менее 1%! Чаще всего от нас уходят либо на пенсию, либо по другим личным обстоятельствам.
– А какого человека вы бы никогда не приняли на работу?
– Ответ, само собой, лежит на поверхности – пьющего, безответственного, недисциплинированного. И если хоть одно из этих качеств рано или поздно проявится, с таким сотрудником расстанемся мгновенно и безо всякого сожаления. Безопасность наших коллег превыше всего.
– У вас есть кредо?
– Я почти никогда не произношу вслух, но всегда держу в голове выражение: «Скорость каравана определяется скоростью последнего верблюда». Всем без исключения работникам компании нужно создать такие условия, чтобы люди держались за свои места. Надеюсь, нам это удалось.
ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК
– Расскажите о крупнейших проектах компании. Какие из них, на ваш взгляд, самые сложные и ответственные?
– С точки зрения сложности это, конечно, проект утилизации древесины, извлеченной из Саяно-Шушенского водохранилища. Контракт на эти работы мы заключили с Енисейским бассейновым управлением ФАВР год назад. К осени сотрудникам компании предстоит извлечь из акватории и утилизировать 106 тысяч кубометров топляка. В работах задействованы водный транспорт, грузовая автотехника, специальные механизмы и, соответственно, специалисты различной квалификации. Участвует транспортная компания и в реализации важнейшего проекта по строительству четырех тепловых станций на Дальнем Востоке. Пока мы оказываем строителям услуги по перевозке персонала и частично предоставляем спецтехнику для погрузочно-разгрузочных работ, но в дальнейшем планируем расширять спектр услуг в этом регионе. Обсуждаем со строительными и ремонтной «дочками» РусГидро передачу нам транспортных функций. Все мы находимся в условиях, когда приходится считать каждую копейку, и возможно, с экономической точки зрения для них будет выгоднее покупать у нас услуги, чем содержать собственные автопарки. Нужно все тщательно взвесить.
– Какой вы видите транспортную компанию через пять – десять лет?
– Надеюсь, это будет сильная, самодостаточная компания, известный бренд с большим количеством заказов, в том числе сторонних.
– Согласившись на должность руководителя новой «дочки», вы поменяли не только привычную работу, но и место жительства. Трудно ли было решиться на такие перемены?
– Нет, профессиональные трудности не пугали. Пожалуй, некоторые волнения вызывал лишь переезд в Сергиев Посад, но в конечном итоге новым местом жительства семья довольна. У города особая аура, прекрасная инфраструктура, есть все необходимое для комфортной жизни. А поскольку в свободное время я очень люблю выбраться на природу, посидеть с удочкой на берегу водоема, проблем с организацией досуга нет никаких.
Родился: 19 августа 1974 года в Новочебоксарске (Республика Чувашия).
Учился: Московский университет потребительской кооперации, специальность – экономист.
Работал: В 2003–2004 годах – заместитель начальника отдела автотранспортного предприятия ОАО «Чувашэнерго». В 2004 году перешел в Чувашскую автотранспортную компанию, где с должности начальника отдела вырос до главного инженера предприятия. С 2013 года по настоящее время – генеральный директор ОАО «Транспортная компания РусГидро».