Опыт и компетенции – наше главное преимущество

Роман Зорабянц – о том, чем занимается зарубежная «дочка» РусГидро и к каким регионам мира холдинг присматривается с особым интересом.

be53dfcaa4fee588ac2f68e2b0352f91.jpg

Группа компаний РусГидро Интернешнл (RusHydro International) была создана в 2010 году для реализации стратегии зарубежной деятельности холдинга. Сегодня у международной «дочки» три крупных проекта. О том, почему российскому гидрогенерирующему холдингу интересны Индия, Африка и Латинская Америка, чем холдинг может привлечь зарубежных заказчиков, «Вестнику» рассказал председатель Совета директоров RusHydro International A.G., член Правления и генеральный директор RusHydro International B.V. Роман ­Зорабянц.

МИРОВАЯ ЭКСПАНСИЯ 

– Роман Владимирович, расскажите, пожалуйста, об истории создания зарубежной «дочки» холдинга и ее структуре.

– Начну с самого начала. В 2010 году Совет директоров РусГидро принял стратегический план Общества, предполагающий развитие зарубежной деятельности. Для реализации этого направления были созданы RusHydro International B.V. – нидерландская компания, затем – компания-девелопер RusHydro International A.G., зарегистрированная в Швейцарии.

Предполагалось, что по мере расширения деятельности и появления иностранных активов холдинг будет обрастать «дочками» в тех странах мира, где мы будем активно работать. Так, в Индии создано совместное предприятие RusHydro International India Pvt. Ltd.

В настоящее время RusHydro International A.G. осуществляет поиск и реализацию наиболее привлекательных проектов для РусГидро и участвует в тендерах на профильные виды ­работ.

– Каковы основные направления деятельности РусГидро ­Интернешнл?

– Это, прежде всего, проектирование, операционное управление и модернизация объектов гидрогенерации, а также продвижение услуг проектных организаций холдинга, поиск и отбор инвестиционно привлекательных энергетических объектов за рубежом с ­целью их дальнейшего приобретения. 

– Именно так в состав Рус­Гидро вошел Севано-Разданский каскад ГЭС в Армении?

– Совершенно верно.  

НИГЕРИЯ. ПЕРВЫЕ ШАГИ

– Сегодня у РусГидро ­Интернешнл три проекта. Они очень разные как по спектру решаемых задач, так и по регио­нальной специфике. Какой из них самый сложный?

– Самый сложный и интересный, на мой взгляд, – это проект модернизации ГЭС Каинджи и Джебба в Нигерии, срок реализации которого составит пять лет. Мы год готовились к этому проекту и выиграли тендер в составе консорциума с нигерийским партнером. Сейчас мощность обеих станций составляет около 1300 МВт, их техническое состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Наша задача здесь – инжиниринг и технический консалтинг. Команда ключевых специалистов уже сформирована, в нее вошли опытные, высококвалифицированные инженеры. Требования, которые мы предъявляли к претендентам, были очень жесткими: опыт работы на крупнейших ГЭС мира, участие в масштабных проектах модернизации. В итоге сформировалась сильная интернациональная операционная команда. RusHydro International A.G. разработало и утвердило технико-экономическое обоснование проекта модернизации ГЭС, подготовило программу их модернизации, разработало и утвердило конкурсную документацию по капитальному ремонту, ведет консультирование по текущим вопросам эксплуатации станций. Предстоит решить вопрос с местным эксплуатационным персоналом и провести его обучение, изменить внутренние бизнес-процессы, заменить генерирующее оборудование, очистить водохранилища от ила и провести множество других мероприятий. Через пять лет располагаемая мощность этих станций должна быть равна установленной. Сейчас можно сказать, что проект идет в хорошем темпе, несмотря на некоторые проблемы, связанные с местной спецификой.

– В чем они заключаются?

– Нигерия – это своеобразная страна. Население велико – около 180 млн человек, дефицит электроэнергии острый, обстановка очень нестабильная. Основные сложности – финансовая дисциплина заказчика, низкий уровень квалификации местного персонала. Особых усилий требует обеспечение безопасности наших сотрудников. Помимо этого пришлось решать множество бытовых проблем – со связью, Интернетом, строительством и ремонтом жилья для специалистов. 

ИНДИЯ. БОЛЬШИЕ ПЛОТИНЫ – БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ 

– Сегодня самый крупный проект РусГидро Интернешнл во всех смыслах этого слова – проектирование гидроузла Верхний Сианг в Индии...

– Действительно, проект масштабный и очень интересный с технической точки зрения. Наша компания выступает генеральным подрядчиком-проектировщиком второй очереди ГЭС Верхний ­Сианг установленной мощностью 3750 МВт на реке Брахмапутра в штате Аруначал-Прадеш. Это очень удаленный, малонаселенный район в предгорьях Гималаев, добраться туда непросто. Главная проблема, с которой мы столкнулись при реализации этого проекта, – необходимость сформировать штат инженеров из местных специалистов, таковы условия контракта. Часть проектирования выполнит Гидропроект, остальные участники пока определяются. 

Уже разработаны и направлены заказчику основные технические решения по проекту, кстати, предварительное ТЭО было подготовлено в рекордные сроки – всего за 14 дней. Сейчас мы находимся на стадии изысканий, совсем скоро начнутся бурильные работы. 

Вообще, Индия стратегически очень важна для РусГидро. У нее огромный гидропотенциал, который активно осваивается. В мире осталось не так много мест, где планируется строительство крупных ГЭС. Мы надеемся прочно закрепиться в этом регионе, причем не только в Индии, но и в Бангладеш, Непале, Бутане.

– Большие ГЭС – это большие и длинные деньги, а вышеупомянутые страны богатыми не назовешь... Кто готов на столь серьезные инвестиции? 

– Новое правительство Индии делает ставку на возобновляемую энергетику, утверждена программа приоритетных строек, на которую выделяются серьезные средства, в том числе и из региональных бюджетов.

– С деньгами разобрались. А какова специфика работы в Индии? 

– Это сложный рельеф местности, непростая геология, сейсмоопасные районы, тяжелый климат. Но это как раз та специфика, которой хорошо владеют российские специалисты.

– Сколько времени, по вашим оценкам, потребуется на проектирование столь крупного ­объекта?

– Рассчитываем уложиться в два года. 

АРМЕНИЯ. НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ КАСКАДА

– Давайте подробнее остановимся на модернизации Севано-Разданского каскада. Станции старые, оборудование и гидротехнические сооружения нуждаются в серьезной «перезагрузке». Почему проект обновления стартовал именно на Ереванской ГЭС?

– Так решили заказчик и инвестор – Международная энергетическая корпорация (Армения) и Азиатский банк развития. Станция, несмотря на небольшую мощность, очень важна, поскольку обеспечивает электроэнергией центральные районы Еревана, где находится немало госучреждений, стратегически важных объектов, что, естественно, накладывает на нас дополнительную ответственность.

Что предстоит сделать?

– Весь комплекс работ под ключ, включая проектно-изыскательские, демонтажные, строительно-монтажные, пусконаладочные работы, изготовление и поставку основного гидросилового, электротехнического и вспомогательного оборудования, автоматизированных систем управления технологическими процессами; заменить турбинное оборудование и модернизировать генераторы с заменой систем возбуждения, управления, автоматики. Это позволит увеличить установленную мощность ГЭС с 44 до 50 МВт, повысить эксплуатационную эффективность и ежегодную выработку станции. На сегодняшний день разработана утверждаемая часть проектной документации, технические требования на разработку, изготовление и комплектную поставку гидротурбинной установки и вспомогательных технологических систем. Завершен капитальный ремонт мостового крана, демонтаж гидро­агрегата №2 и капремонт силового трансформатора №1, идет изготовление турбинного оборудования. Реконструкция станции, согласно контракту, продлится 29 месяцев. 

– По сравнению с двумя предыдущими проектами здесь масштабы не столь велики. Чем для РусГидро Интернешнл интересен этот контракт? 

– Это проект Азиатского банка развития, в нем задействовано несколько международных участников: компании из России, Канады, производители оборудования из Индии. Победа в тендере в качестве генерального подрядчика стала для нас серьезным достижением. Надеемся удачно завершить модернизацию и доказать свою эффективность.  

НЕ ТОЛЬКО ПЛОТИНЫ

– Вообще, насколько, по вашему мнению, перспективен бизнес по импорту наших мозгов и технологий? Могут ли российские специалисты составить серьезную конкуренцию зарубежным корпорациям?

– Безусловно. Главный актив РусГидро – компетенции и огромный опыт проектирования, управления, эксплуатации и модернизации крупных гидроэнергетических объектов. В этом плане российские специалисты вполне конкурентоспособны на мировом рынке и по многим параметрам даже превосходят зарубежных коллег. 

– Какие еще регионы мира представляют интерес для РусГидро и почему?

– Главный приоритет нашей стратегии – крупные станции, и, как уже говорилось выше, в этом плане ­самые большие перспективы открываются в Индии и некоторых странах Латинской Америки. Там, правда, гидропотенциал в значительной мере освоен, соответственно, меньше и количество интересных проектов. Другое направление – развитие геотермальной энергетики в странах Центральной и Юго-Восточной Африки. Мы сейчас ведем проработку целого ряда проектов по управлению действующими и строительству новых ГеоЭс в Кении мощностью до 300 МВт – это очень большая мощность для геотермальных объектов. Помимо Кении большой интерес к освоению потенциала тепла Земли проявляют Эфиопия и ряд других стран, где, кстати, ­кроме геотермальной генерации, перспективно строить средние ГЭС, а правительства этих стран готовы финансировать такие проекты. Надеюсь, что уже в следующем году мы достигнем серьезных успехов на Африканском континенте.

Родился: 3 июля 1975 года.

Учился: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, юридический факультет. Аспирантура Института сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

Работал в отрасли с 1999 года. В 2001–2005 годах – начальник правового департамента, а затем заместитель генерального директора по корпоративным и правовым вопросам ЗАО «ЦДР ФОРЭМ». С 2005 по 2008 год – член Правления, директор по развитию ОГК-1. В 2008–2009 годах – руководитель Центра стратегического планирования ОАО «СУЭК». С 2009 по 2011 год – вице-президент по стратегии ОАО «Фортум». С октября 2011 года по настоящее время председатель Совета директоров RusHydro International A.G., член Правления и генеральный директор RusHydro International В.V.